Специфика научного познания. Наука как знание. Критерии научного знания. Научное познание Наука особая форма знания

В современном мире научное познание является основной формой познания человеком окружающего его мира и самого себя. Такое положение науки определяется ее исключительным значением для сегодняшнего человека. Объем новых научных знаний удваивается каждые несколько лет, и даже простое отслеживание новой научной информации является значительной проблемой.

Научное познание возникло на определенном этапе развития человечества из обыденного познания , и по мере развития цивилизации расходилось с ним все дальше и дальше, приобретая и все больше углубляя свою специфику.

Специфика научного познания раскрывается в целом ряде его особенностей по сравнению с иными формами познавательной деятельности человека, в том числе обыденного познания, творческого познания.

Во-первых , наука ориентирована на познание предметов и явления, которые могут быть так или иначе включены в практическую деятельность человека , использованы им непосредственно или в будущем. Это отличает научное познание от творческого, художественного познания мира для которого практичность получаемого в результате продукта не имеет принципиального значения, но гораздо важнее его эстетическая ценность. Сказанное справедливо не только для естественных наук (физики, химии, биологии), но также и для социальных или гуманитарных наук, предметом которых является достижение знания об общественно-социальных объектах и явлениях. Это знание также может быть использовано в практической деятельности, например, ждя улучшения государственного управления, улучшения законотворческой работы и т.п.

При этом важно отметить, что практическая ценность достигнутого научного знания не обязательно означает возможность его немедленного использования в производстве, медицине, культуре, общественно-политической жизни или бытовом обиходе. Значительная часть научного знания может стать предметно-практическим результатом только в будущем , либо по мере получения дополнительного знания, либо по мере развития технических способов воплощения в практику уже достигнутого знания.

Во-вторых , в достигаемое научное знание не входят непосредственно субъективные моменты, связанные с личностью позначающего субъекта – ученого, исследователями. Ценностные ориентиры, мнение ученого, его психологическое состояние влияют на процесс получения научного знания, но в само знание не включаются или, по крайней мере, не должны включаться. В случае с художественным познанием, его результат в виде некоего продукта творческой деятельности, всегда несет на себе глубокий отпечаток личных переживаний автора.

Таким образом, научное познание должно быть практически ценным и объективным .

Научное познание отличается от обыденного познания и творческого познания особым набором объектов познания (предметов и явлений) . Наука признана не созерцать внешний образ объектов познания, а вскрывать внутренние закономерности объектов познания, которые невозможно выявить путем обыденного или творческого чувственного восприятия (разглядывания, прослушивания и т.п.).

Соответственно специфике объектов научного познания в науке складывается особый понятийный аппарат (особый язык познания) , а также особый инструментарий познания. Любая наука в процессе достижения знания пользуется своим особенным языком, очень сильно отличающимся от обычной разговорной речи. Наличие такого языка необходимо для более точной фиксации отдельных шагов в процессе познания, а также фиксации достигнутого результата и передачи (распространения) его в виде точной информации.

Язык науки постоянно расширяется и усложняется, вводя уже в обыденный лексикон ранее неизвестные ему понятия. Например, приставка «электро-» или термин «клон» изначательно были строго научными понятиями. Теперь же они повсеместно используются в обыденной речи.

Поскольку научное познание имеет дело со скрытыми закономерностями, качествами предметов и явлений, оно не может быть ограничено обычными органами чувств и логикой теоретических умозаключений. Научное познание всегда инструментально, т.е. сопровождается использованием специальных орудий познания – научной аппаратуры . Особенно явно это выражено в естественных науках, использующих измерительные приборы, контрольную аппаратуру, приборы, позволяющие воспроизводить или моделировать в лабораторных условиях естественные природные процессы). Специальный инструментарий познания присущ и социальным (гуманитарным) наукам, хотя и не в той мере, как в естественно-научном познании. Уже применяется компьютерное моделирование общественных явлений, например, выборов.

Еще одной специфической характеристикой научного познания следует назвать его системность . В науке также значительную важность имеет творческое вдохновение ученого, но в действительности основной объем научных знаний достигнут кропотливым экспериментаторским трудом, проведением специальных расчетов, наблюдением за подопытными объектами. Причем все эти усилия производятся строго последовательно и системно. В качестве примера можно привести фармакологию, где разработка новых лекарственных форм иногда занимает десятилетия поисков наилучшего сочетания медицинских эффектов и апробации результатов на практике – сперва на подопытных животных, а потом и с участием добровольцев. Совершенно иначе осуществляется, например, творческое познание, при котором художник может на годы забросить едва начатое дело с тем, чтобы заняться чем-то иным, более отвечающим его нынешнему настроению.

Следует также указать на выработанный в научном познании особый способ построения исследовательского процесса , в котором почти всегда сперва выдвигается проположение (гипотеза) , а затем начинается поиск подтверждающих ее фактов и обоснований путем проведения экспериментов или теоретизированием.

Благодаря методу выдвижения гипотез научное познание может позволить себе освободиться от той ограниченной, которую представляет обыденная практика. Если бы научное познание всегда оставалось в рамках ежедневной человеческой жизни, науки как таковой бы не было. Именно возможность выдвижения гипотез обеспечивает возникновение теоретического научного познания.

Наконец, важнейшей спецификой научного познания является особая подготовленность познающего субъекта . Обыденное познание не требует никакой подготовленности, кроме, разве что житейского опыта. Творческое познание требует таланта (одаренности), который в процессе подготовки творческого работника, художника развивается и конкретизируется. Причем обучение в творчестве может происходить одновременно с самим творчеством. Научное же познание требует, чтобы познающий субъект предварительно овладел необходимым научным языком, методами научного познания, используемой в научном познании специальной аппаратурой, а также уяснил для себя весь уже накопленный массив научного знания в выбранной им области. Именно исходя из необходимости специальной предварительной подготовки субъектов научного познания (ученых, исследователей) современная наука подразделяется на академическую и университетскую.

Двумя другими особенностями научного познания можно назвать разделение его на прикладное и на фундаментальное познание, а также на дисциплинарную организацию научного познания.

Прикладное научное познание – это познание, основой которого является эксперимент и экспериментальная проверка полученного знания , а целью – внедрение полученного знания в практическую жизнь (в производство, в медицину). Фундаментальное научное познание – это теоретическое познание, истинность которого, как правило, сегодня еще невозможно проверить экспериментальным путем, и которое полагается истинным постольку, поскольку достигнуто путем обоснованных логических умозаключений. В целом разделение науки на прикладную и фундаментальную весьма условно, и наиболее ярким примером такого разделения является существование научных центров теоретической науки, и научных центров – лабораторий при крупных компаниях. Последние имеют явно прикладной характер.

Дисциплинарная организация научного познания является приметой последнего времени, когда вследствие объема уже имеющегося знания стала необходимой его специализация, как в области естественных наук, так и в области гуманитарных наук. Первоначально естественная наука включала в себя все то, что сегодня относится к химии, физике, биологии, медицине, математике, геометрии. Затем все эти области научного познания стали обособляться, вырабатывая свой особенный научный язык, методы познания, инструменты познания.

Сегодня процесс научной специлизации все более углубляется. Во-первых, появляются новые области научного познания. Во-вторых детализируются области научного познания уже существующих наук. Например, в современной физике особыми дисциплинами являются ядерная физика, физика твердого тела, крионика (физика низких температур), астрофизика.


Похожая информация.


НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ, ЕГО УРОВНИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ

1. Наука как основная форма человеческого познания.

2. Формы и методы научного познания: всеобщий диалектический метод; общие методы познания; специфические методы частных наук.

3. Логика познавательного процесса, основные этапы научного познания и их значение в правоохранительной деятельности.

Наука – сфера человеческой деятельности, ориентированная на выработку, теоретическую систематизацию и осмысление знаний о действительности; важнейший элемент духовной культуры, высшая форма человеческих знаний; система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой.

Классификация Наук – взаимная связь наук на основании определенных принципов и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения наук.

Естественные Науки – науки о неживой природе (механика, физика, химия); органическом мире (ботаника, биология, зоология, антропология, психология);

Социально-Гуманитарные Науки – науки о развитии человеческого общества во взаимозависимости всех его сторон и элементов, в том числе и социальных наук, отражающих взаимосвязь отдельных сторон внутренней структуры общества – экономического базиса и надстройки;

Технические Науки – науки, связанные с конкретной экономикой и основными отраслями хозяйства (промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, здравоохранение).

Научный Метод – система правил теоретической и практической деятельности, разработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта.

Познавательная Процедура – совокупность методов, ориентированных на достижение определенного исследовательского результата.

К рассмотрению такой важнейшей формы человеческого познания как наука можно подойти многообразно. Однако с самого начала необходимо уяснить, что слово «наука» буквально означает знание, тот важнейший элемент, который мы рассмотрели в структуре сознания (знания, эмоции, воля, память), где под знанием имеется в виду удостоверенные сведения о материальных и духовных явлениях, верное их отражение в сознании человека.

С этой точки зрения знание противоположно незнанию, как говорили в древности, то есть отсутствию проверенной информации о чем-либо. А в познании знание есть процесс погружения ума в действительность ради подчинения её власти человека.

Разум движется от незнания к знанию, от поверхностного знания ко все более глубокому и всестороннему, а поэтому знания могут быть различными: житейскими (обыденными), донаучными и научными, эмпирическими и теоретическими.



С другой стороны, важно понимать, что элементарные знания свойственны также животным, которые располагают верной информацией о некоторых свойствах вещей и их простейших отношениях, что является необходимым условием их верной ориентировки в окружающем мире.

Первобытные люди обладали немалыми знаниями в форме передаваемых от поколения к поколению полезных сведений, обычаев, эмпирического опыта, производственных навыков. Они многое умели делать и их умения основывались на знаниях. Это свидетельство того, что и житейские, и донаучные, и научные знания основаны на практике. Например, тысячелетиями моряки превосходно знали, как надо пользоваться рычагами, а купцы – весами. По существу эти знания были известны задолго до того, как Архимед открыл закон рычага. Но именно этот закон дал возможность создать новые механические изобретения, которые не пришли бы в голову никакому практику.

Обыденные, эмпирические знания, возникшие непосредственно из практики, могут существовать без науки и вне науки. Так, ещё в седой древности было замечено, что день регулярно сменяет ночь или, что железо тяжелее дерева. В быту такого рода знаниям принадлежит немалая роль, например, мать по ознобу может заключить, что у ребенка началось заболевание.

В таком случае, какие же знания становятся научными и как можно понять, что же такое наука?

Будучи неотъемлемой, от практического способа освоения мира, наука как производство знания представляет собой специфическую форму деятельности. Если в материальном производстве знания используются в качестве средств повышения производительности труда, то в науке их получение осуществляется в виде теоретического описания, схемы теоретического процесса, сводки экспериментальных данных, формулы какого-либо препарата и т. д. Они образуют главную и непосредственную цель научного познания. И для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, но и ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывается метод исследования.

В связи с этим для науки существуют три особенности:

Первая : в отличие от многих других видов деятельности, научная деятельность дает приращение нового знания, наука выступает как сила, постоянно обновляющая другие виды деятельности.

Вторая : наука есть исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Она есть духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. В этом смысле наука – это одновременно система знаний, духовное производство и практическая деятельность.

Третья : научные знания начали формироваться в древних обществах (шумерская культура, Египет, Китай, Индия), но возникновение науки более всего относят к 6 в. до н. э., когда в Древней Греции возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит) и сложились соответствующие для этого условия. Формирование науки в тот период требовало в первую очередь критики и разрушения мифологических систем. Для возникновения науки в тот период был необходим достаточный уровень развития производительных сил общества, развитый уровень производства и общественных отношений, приводящие к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематического знания наукой определённой части общества – господствующего класса. Основные закономерности развития науки (см.: Философия. Структурно-логические схемы, сх. – 177).

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что наука – важнейший элемент духовной культуры, высшая форма человеческих знаний; система развивающихся знаний, которая достигается посредством соответствующих методов познания, выражающихся в точных понятиях, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой.

Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, когда за случайным находят необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляют предвидение различных объектов и событий. В этом отношении нельзя не вспомнить замечательные мысли о том, что преемственность в науке обеспечивает ее функционирование как основного вида«социальной памяти» человечества, теоретически кристаллизирующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами.

С другой стороны, процесс развития науки находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых знаний, но и затрагивает структуру науки, которая сложна и состоит из четырех взаимодействующихкомпонентов:

1) В науку входят эмпирические знания, заимствованные не только из обыденного сознания, но и специально добываемые опытным путем через наблюдение и эксперимент. Например, зарождение новых областей теории в естествознании обычно начинается с открытия опытным путем новых фактов, которые не «умещаются» в рамки существующих теорий. Так было с открытием радиоактивности в конце прошлого века: это явление было понято как превращение химических элементов только через 20 лет. Или, например, природа открытых в 60-е годы нашего века мощных источников излучения в космосе, названных «пульсарами» перестанет быть загадкой для физиков и астрономов со временем.

2) наука – это область теоретического знания. Теория должна объяснять факты, открыть в эмпирическом материале действие законов, свести эти законы в единую систему. В каждой области науки процесс накопления фактов рано или поздно приводит к созданию теории, как системы знаний, и это верный признак того, что данная область знания превращается в науку. Так, механика стала наукой благодаря И. Ньютону, открывшему в конце 17 в. основные законы движения тел и связавшему эти законы движения тел в единую систему. Во второй половине прошлого века учение о теплоте превратилось в термодина­мику благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии и закона энтропии, а учение об электричестве стало наукой лишь тогда, когда Д.Максвелл создал стройную теорию электромагнитных процессов.

Наука как теоретическая система знаний имеет своим ядром законы науки, отражающие объективно необходимые, существенные связи явлений той или иной области бытия. К теоретической области науки относятся также гипотезы, без которых наука не может развиваться и которые в ходе их проверки практикой либо отвергаются, либо очищаются от заблуждений и перерастают в теории.

3) Важнейшим компонентом науки является ее мировоззренческие, философские основы и выводы. Например, понимание закона сохранения и превращения энергии, закона энтропии, положивших начало термодинамике было бы невозможно без уяснения философских вопросов о вечности и бесконечности материи и движения, об их количественной и качественной неуничтожимости.

Теория относительности А.Эйнштейна устанавливает связь пространства, времени и материи, квантовая теория раскрывает взаимоотношение прерывности и непрерывности в микромире, а это не только физические, но и философские проблемы. Все эти примеры показывают, как наука все глубже проникает в сущность явлений и процессов, охватывает все более широкий круг современной картины мира и именно поэтому наполняется в возрастающей степени философским содержанием.

4) четвертым компонентом науки является практика. Этот компонент показывает, что наука, являясь явлением духовной жизни общества, в то же время воплощается и в сфере материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, где теория сливается с практикой, неразрывно связана с ней.

Ещё на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу, но и действовали в интересах практики: изобретали приборы, вели с их помощью наблюдения, ставили эксперименты и добывали новые факты. Так, еще в древности был создан астрономический прибор «гномон» - вертикальный столбик на горизонтальной площадке, позволявший грекам точно определить высоту солнца над горизонтом и географическую широту.

В новое время быстрое развитие получили такие формы научной практики, как инструментальное наблюдение, эксперимент. В последующем для науки создали целую экспериментальную базу, требующую колоссальных затрат для оборудования и технического оснащения научного производства: гигантские синхрофазотроны, космические корабли и спутники, станции, точнейшие приборы, позволяющие измерять промежутки времени и интервалы пространства в микромире.

С этой точки зрения, разграничение между теорией и практикой во многих областях потребовало разделения труда между учеными: физики-экспериментаторы ставят опыты, управляют приборами, дают первичное обобщение полученных данных, а физики-теоретики целиком посвящают себя обобщению данных эксперимента, развитию фундаментальной теории. Точно такая же тенденция и в развитии многих естественных наук, например, в области медицины, при решении сложных проблем современной генетики, в психологии, в нанотехнологии и т.д.

Важно в этой связи выявление главной особенности практической деятельности в науке, которая подчинена делу добывания знаний, развития теории, показывая, что наука как форма человеческого познания не существует без материального момента, без того, что называемся «научной практикой».

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, условно можно разделить на три большие группы:

а) естественные науки;

б) общественные (социально-гуманитарные) науки;

в) технические науки.

Каждая из этих групп, в свою очередь, образует систему разнообразным способом координированных и субординированных предметными и методическими связями отдельных наук, что делает их классификацию крайне сложной и полностью ещё не завершённой до сих пор.

Естествознание – система наук о природе, одна из трехосновных областей человеческого знания; теоретическая основа промышленности, сельского хозяйства, научный фундамент материализма, диалектического понимания природы.

Познание природы и формирование естественных наук достигается в результате теоретической и производственной деятельности человека. При этом естествознание имеет двоякую цель:

1) раскрытие сущности явлении природы, познание их законов и предвидение на их основе новых явлений;

2) указание на возможность использовать на практике познанные законы природы, Среди великого множества естественных наук можно назвать следующие: механика, астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология, зоология, зоопсихология, ботаника, физиология человека, антропология и другие.

Общественные (гуманитарные) – социальные науки – это совокупность наук о человеке и обществе, которые отличаются от наук о природе (естествознание) и практическом использовании ее законов. В составе гуманитарных наук выделяют науку о мышлении. При этом науки представляют собой систему всех областей знания об обществе, законах его возникновения и развития, о его структуре, отдельных элементах этой структуры и различных сторонах человеческой жизни: об общественном бытии и общественном сознании, их взаимодействии; о человеке, его формировании, деятельности и развитии; о человеческих общностях: классах, нациях, этногруппах и отношениях между ними; о материальной и духовной культуре в обществе.

К общественным наукам прежде всего относятся: история, археология, этнография, экономическая география, социально-экономическая статистика, социология, политология, науки о базисе и надстройке, о государстве и праве; языкознание и психология, педагогика.

Технические (практические) науки. В классическом понимании к техническим наукам следует отнести прикладную механику, техническую физику, металлургию, химико-технические науки, горное дело, геологию, сельскохозяйственные науки: земледелие, агрономия, ветеринарное дело, медицинские науки и т.д.

Однако надо иметь в виду, что в современном естествознании и технических науках, по сравнению с 19 в., произошли коренные изменения, которые вызвали возникновение принципиально новых: субатомная физика (квантовая механика, электронная и ядерная физика), которая изменила соотношение между физикой и механикой, физикой и химией, развилась кибернетика, связующая многие отрасли естествознания, математики и техники; возникла космонавтика, повлиявшая на развитие ряда наук, особенно астрономии.

С другой стороны, классификация современных технических наук имеет широкие связи с конкретной экономикой, где она рассматривается с основными отраслями народного хозяйства: промышленность (тяжелая и легкая, обрабатывающая и добывающая промышленность, транспорт и связь); сельскохозяйственные науки: растениеводство и животноводство); медицинские науки и здравоохранение. Черезэти отрасли производства, связанные с материальной жизнью общества, технические науки осуществляют широкое взаимодействие с общественными науками.

Своеобразно и принципиально по-новому естественные, математические и технические науки стали увязываться при возникновении кибернетики, выросшей на основе решения задачи автоматизации производственно-технических процессов. Поэтому, говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сторонами и сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых современной наукой социальных функций:

1) функции культурно-мировоззренческие;

2) функции науки как непосредственной производительной силы;

3) функции как социальной силы, связанной с тем, что научные знания и методы все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Все три группы выполняемых современной наукой функций как социальной силы актуализируются при решении глобальных проблем экологического характера. Как известно, НТП составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение окружающей среды, обостряющаяся демографическая ситуация и проблемы войны и мира, возрастающая опасность ядерной войны, Вследствие этого науке в новом тысячелетии отводится ведущая роль в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Мало того, только она способна сегодня помочь человечеству в планетарном масштабе разрешить экологические проблемы, интенсивно увязывая технико-экономическое развитие человечества, социальное управление и создавая новые социальные институты, способные преодолеть кризисные моменты в развитии общества, выявляя средства преобразования природной и социальной действительности с помощью самой науки.

Наука, учитывая реальное значение новых формосвоения мира, соединяет их достижения с интересами человека и человеческого общества в целом. А это показатель того, что современному человечеству требуется наука будущего, гармонически соединяющая познавательные, эстетические, нравственные и мировоззренческие аспекты.

Наука - исторически сложившаяся и институционально оформленная сфера человеческой деятельности, направленная на объективное познание окружающей действительности, выработку теоретических представлений о явлениях, свойствах, закономерностях. Наука ищет ответы на вопросы - «Как этот мир устроен?», «Почему и из-за чего что-то происходит так, а не иначе?», «Что будет, если...?» и т.д. В основе научного познания окружающего мира лежит сбор, систематизация, описание и объяснение эмпирических фактов. Научное познание также выстраивается путем анализа и синтеза существующих и новых знаний. Наука не только описывает наблюдаемые природные, социальные и психологические явления, но и пытается выстроить причинно-следственные связи. Основной критерий проверки объективности научного знания - это его нрогностичность.

Наука отличается от других форм познания окружающего мира - мифа, веры, созерцания, художественного познания, обыденного познания.

Миф дает человеку возможность целостного переживания мира, объясняя и оправдывая наблюдаемые явления и события по ассоциативному принципу, по законам партиципации (причинности по принципу сопричастности), анимизма (одушевления), антропоморфизма (уподобления человеку), тотемизма (культа тотема). Миф - устойчивая форма мировоззрения, опирающаяся на коллективные представления (по Л. Леви- Брюлю). В мифологическом мышлении все имеет причину, волю, душу, и задача человека - выстроить диалог или какое-либо взаимодействие с окружающим миром. Важная функция мифа - дать определенность представлений о мире и подсказать, как себя вести в этом мире (ритуали- зации жизни).

В традиционных культурах образ мира имеет символическую природу и воплощен в мифологических представлениях о мире. В самом общем виде мифологическая картина мира (модель мира) определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри конкретной традиции. Носители этой традиции могут не осознавать картину мира во всей ее полноте и системности. Под «миром» понимается человек и среда в их взаимодействии, т.е. мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке с помощью знаковых систем. Картина мира реализуется в различных семиотических воплощениях, скоординированных между собой и образующих единую универсальную систему, которой они и подчинены 1 .

Наука, конечно, также подвержена созиданию мифов - научных мифов. Но, как отмечает А. Ф. Лосев, наука противоположна по своей природе мифу. «Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно - не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизнен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но - в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности или эмоциональности» .

Конечно, в таком противопоставлении миф представляется чем-то жизненным, а наука - безжизненным. Но это не совсем так. Это разные способы познания и описания мира. Миф действительно ближе обыденному познанию, доступному каждому человеку. В определенных жизненных ситуациях нам проще оправдать события, явления, факты по мифологическому принципу, а не прибегать к сложным научным конструкциям и способам познания. И не следует думать, что мифологическое сознание это свойство только первобытных народов или традиционной культуры. По сути, мы видим, как и в современной повседневной жизни миф продолжает занимать существенную нишу в познании окружающего мира. Приведем пример. Довольно типична такая ситуация даже среди профессиональных психологов: в начале общения с новым для них человеком они сразу интересуются, под каким знаком зодиака он появился на свет. Получив ответ, произносят, дословно, такую фразу: «А, все понятно...». И здесь мы наблюдаем классическую схему действия познания по мифологическому принципу, когда по одному признаку создается ощущение полноты знания. И это при полном игнорировании того факта, что психология в своей научной основе дает понимание системной сложности и неоднородности влияния различных факторов (внешних и внутренних) на те или иные проявления, поступки, действия человека. Именно такая сложность для понимания и снимается по мифологическому принципу, делая «все понятным». В обыденной жизни этот путь осознания окружающей действительности, пожалуй, доминирующий. И во многих случаях ничего плохого в этом пет. Но для профессионала - это ложный и губительный путь. Ведь такая примитивизация видения ситуации не позволяет замечать и учитывать значимые факторы, не дает увидеть адекватную реальности картину, имеющую существенный потенциал к прогностичности.

Религиозная вера - признание чего-либо истинным в силу внутреннего убеждения, базирующегося на религиозных догматах, без предварительной

фактической или логической проверки, т.е. без доказательств. В каждой религии есть система базовых текстов и догматов, требующих принятия их на веру. Верующий человек в религиозной трактовке - человек, который видит мир, исходя из религиозного учения данной конфессии, и выстраивает модель своего поведения согласно этому учению. Вера не подразумевает сомнения, а подразумевает следование догме. Но изначальный текст может по-разному толковаться. И толкование базового текста становится способом осмысления фактов настоящего и переживания будущего. Наука же находится в постоянной внутренней борьбе с догмой, и сомнение выступает одним из основным психологических механизмов движения научного познания.

Религия дает много для человека - она задает смысловые координаты жизни и формирует представление о бесконечности человеческого бытия и после смерти. Она ориентирует человека в системе ценностей, определяет моральные нормы, регулирует жизненные приоритеты. Не случайно, как отмечал В. Франкл, при снижении значения религии в жизни общества большая часть смысловых задач, которая выполнялась религиозными институциями, перешла к психологам. Человеку нужно понимать смысл своей жизни. Религия задает такие смыслы в системе догматов и текстов. Вне религии человеку приходится находиться в самостоятельном поиске этих смыслов. А это очень не просто без внешних опор, особенно когда внутренние еще не выстроены.

Созерцание - способ непосредственного чувственного познания окружающего мира через некритическое его восприятие. Созерцание дает нам опыт непосредственного целостного представления о видимом или как-то иначе чувственно воспринимаемом. Созерцание по-разному толкуется в различных философских и научных школах. В некоторых учениях оно противопоставляется произвольной наблюдательности, а где-то с ней отождествляется. В любом случае созерцание как путь познания связано с развитой чувствительностью восприятия и определяется ею. И не случайно разводятся понятия «смотреть и видеть», «слушать и слышать». В контексте учения Иммануила Канта (1724-1804) созерцание противопоставлено познанию с помощью мышления. Но созерцание чрезвычайно значимо для адекватной ориентировки в мире с помощью органов чувств и чувственного восприятия.

Наука открыла за видимым пределом целые миры невидимых подробностей.

А. И. Герцен гией. А начиная с эпохи Возрождения, когда появляется ценность авторства, художественной интерпретации и выразительности - художественный путь познания становится относительно самостоятельным. В настоящее время для искусства личность творца, его авторское, субъективное видение мира - приоритетно. Тогда как для науки первостепенно объективное, обезличенное знание (это не значит, что в науке нивелируется авторство; важно, что личное отношение автора не должно влиять на объективность знания). Художественное познание во многом базируется на творческом преобразовании образно-чувственного восприятия мира, на воображении, тогда как наука - на рациональном, логическом способе познания.

При этом стоит отметить, что искусство и наука тесным образом связаны внутри сферы культуры. И не только биографически или по принципу значимости вдохновения. Наука многое черпает в искусстве, а искусство - в науке. В прикладном аспекте они имеют множество плоскостей непосредственного пересечения (например, в архитектуре). Особенно ярко это выражено в психологии. Многие художественные произведения тонко и точно отображают психологические явления, глубоко раскрывают психологические феномены. Не случайно наиболее глубокими знатоками человеческих душ в нашей стране считаются поэты и писатели (А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др.). Некоторые писатели даже выходили из пространства искусства в пространство науки, сохраняя тонкость художественного отображения реальности. К таким примерам можно отнести вполне научную книгу писателя и поэта К. И. Чуковского «От двух до пяти», в которой автор представил прекрасный анализ речевого (и не только) развития ребенка. Также стоит отметить, что в нроизведених многих авторов (художников, режиссеров, писателей) виден след воздействия психологических теорий (например, С. Дали, Ф. Феллини, А. Бергсон многие свои произведения создали под влиянием психоанализа и аналитической психологии, а художественные произведения Ж.-Г1. Сартра и А. Камю неразрывно связаны с экзистенциальной психологией).

В форме художественных произведений пытались выразить свои педагогические концепции Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, А. С. Макаренко. Другие педагоги использовали искусство как педагогическое средство (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский и др.).

Жизнь ставит цели науке; наука освещает путь жизни.

Н. К. Михайловский специальных методов, тогда как обыденное познание опирается на непосредственный опыт и субъективное восприятие.

Вся наука является не чем иным, как усовершенствованием повседневного мышления.

А. Эйнштейн

Однако жизненный опыт и научное познание не находятся в таких уж антагонистических отношениях. Именно из-за замеченных проблемных вопросов в обыденной жизни делаются многие научные открытия. А многие научные открытия изменяют повседневность, влияют на обыденную жизнь. Кроме того, многие научные гипотезы, предположения, теории должны быть проверяемы житейским, здравым смыслом, жизненной практикой. Иначе они останутся лишь абстрактными теориями.

Каким же критериям познания должна удовлетворять сама наука? Вопрос о критерии научности - один из ключевых в методологии науки. Среди множества критериев научности можно выделить, как наиболее важные, следующие:

  • - истинность (при понимании, что наука - это попытка решения проблемных ситуаций и достижение абсолютной истины невозможно. «Всякая наука начинается с сознания незнания»);
  • - обоснованность (обоснование может быть разным - эмпирическим, математическим, логическим, теоретическим);
  • - проверяемость (научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки другим исследователем, или другим методом, или в иной ситуации, или на другом материале);
  • - системность (научное знание должно быть логически организовано);
  • - незавершенность (научное познание не может быть конечным, нужно понимать, где границы познанного, и видеть перспективы дальнейшего развития).

{См. задание 1 к гл. 1.)

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)

Философ науки Э. А. Поздняков пишет, что «наука вся есть чистый плод творческой деятельности человека (...которая) главным образом и по преимуществу интеллектуально рациональная, абстрактная, подчиняющаяся определенным логическим, схематическим правилам» 1 .

Научное мышление отличается от обыденного методом организации своей работы, ее упорядоченностью и целенаправленностью. Рассуждая о научном познании, академик В. А. Энгельгардт писал: «Научное творчество есть результат действующего в нас инстинкта, результат стремления удовлетворить внутреннюю потребность, заложенную в нас природой, потребность расширить область человеческого знания, внести ясность в то, что ранее было туманным, внести элементы порядка в тот хаос неизвестного, который нас окружает» .

Основным способом удовлетворения потребности в познании выступает исследование. Исторически сложилось, что исследование стало культурным механизмом развития науки, но при этом оно остается независимым от науки способом деятельности, т.е. доступным для использования другими институтами культуры, в том числе школой, а особенно вузом . Собственно в европейской истории развитие науки и становление университетов - фактически взаимосвязанные и во многом тождественные процессы.

Развивающийся человек изначально находится в противоречивом состоянии выбора - исследовать или принимать на веру. Этот выбор мы совершаем постоянно и в большинстве случаев неосознанно. Позиция конформизма, пассивного принятия, следование внешним требованиям, потребность в устойчивом положении и определенности в ряде случаев оказываются необходимыми, выигрышными для успешной социальной адаптации. Особенно это характерно для модели стабильного общества. Но они оказываются проигрышными в ситуации нестабильности, неопределенности, требующей от человека самостоятельности в поиске эффективного решения, оптимального выхода из проблемного положения. Ситуация неопределенности актуализирует активную, исследовательскую позицию по отношению к проблемам. Однако, если социокультурные нормативы постоянно подавляли исследовательскую активность в человеке, он скорее начнет искать опору извне, нежели попытается справиться собственными силами.

Вернадский В. И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. С. 75.

  • Там же. С. 64.
  • Поздняков Э. А. Философия культуры. М.: Иитурреклама, 1999. С. 485.
  • Энгельгардт В. А. Познание явлений жизни. М.: Наука, 1984. С. 297.
  • Леонтович А. В. К проблеме развития исследований в науке и образовании // Развитиеисследовательской деятельности учащихся: методич. сборник / ред.-сост. А. С. Обухов. М.:Народное образование, 2001. С. 33-37.
  • Наука – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.

    Как вид познания наука взаимодействует с другими его видами: обыденным, художественным, религиозно-мифологическим, философским. Возникает из потребностей практики и особым способом ее регулирует. Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты, постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.

    Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее отличных способов познания. Научные понятия – рациональное, выделяющее общее и существенное в мире объектов.

    Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами – религией, моралью, философией и т.д. Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объектные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него наука не ограничивается изучением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи.

    Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего – отличие по их результатам. Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике. Но так как наука выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний – научный эксперимент. Часть знаний проверяется в эксперименте, остальные – связываются логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие науке характеристики ее знаний – их системная организация, обоснованность и доказанность.

    Наука предполагает использование особых средств и методов деятельности, специальный язык и особые приборные комплексы.

    Существуют также специфические особенности субъекта научной деятельности, для формирования которого требует особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные науке средства и методы при решении ее задач и проблем. Систематические занятия наукой предполагают усвоение субъектом особой, свойственной ей системы ценностей, фундаментом которых выступают ценностные установки на поиск истины. Установки соответствуют двум определяющим признакам науки: предметности и объективности и ее интенции на изучение все новых объектов, безотносительно к наличным возможностям их массового практического освоения.

    Три этапа формирования науки. 1. Переход от преднауки к науке – первой осуществила математика. 2. Вслед за математикой способ теоретического познания, основанный на движении мысли в поле теоретических идеальных объектов, утвердился в естествознании. Здесь он известен как метод выдвижения гипотез с их последующим обоснованным опытом. 3. Формирование технических наук как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем становление социальных и гуманитарных наук.

    В развитии науки (начиная с 17 в.) можно выделить три основных типа научной рациональности: классическую (17 – нач.20 в.), неклассическую (1-я пол.20 в.), постнеклассическую (кон.20 в.). Классическая наука предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, как бы со стороны познает мир, а условием объективно-истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассической рациональности характерна идея относительности объекта и средствам и операциям деятельности; экспликация этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте. Образцом реализация этого подхода явилась квантово-релятивистская физика. Постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности, предполагая экспликацию внутринаучных ценностей и их соотнесение с социальными целями и ценностями.

    Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Ее становление как института – результат недавнего развития.

    Понятие institutum - от лат. установление, устройство, обычай. Институт предполагает действующий, вплетенный в функционирование комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Институт - это явление надындивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода к науке считается Р. Мертон.

    Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.

    В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средневековье - в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения

    Возникновение науки как социального института связывают с кардинальными изменениями в общественном строе и, в частности, с эпохой буржуазных революций, которая дала мощный толчок развитию промышленности, торговли, строительству, горному делу, мореплаванию. Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI-XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. Само существование науки в качестве социального института говорило о том, что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Наука как социальный институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.

    Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить привилегированное положение государственных приоритетов. В этом отношении науке предписано «вдохновляться» идеологией, включать ее в самое себя. Как метко заметил Т. Кун, «ученые учатся решать головоломки и за всем этим скрывается большая идеология». Следует отметить, что степень идеологического давления неравномерно распределена среди трех крупных классов науки. Наиболее зависимыми от идеологического воздействия оказываются общественные (гуманитарные науки), наименее зависимыми - естественные. Технические науки во многом ограничены прикладными целями, востребованностью со стороны производства, степенью внедрения.

    Поскольку усвоение социальных норм и стандартов начинается в процессе первичной социализации, то наука никогда не может освободиться от влияния общества, хотя всегда стремится быть антиидеологичной. К характеристикам идеологии относят ее намеренное искажение реальности, догматизм, нетерпимость, нефальсифицируемость. Наука исповедует противоположные принципы: она стремится к точному и адекватному отражению реальности, зачастую терпима к конкурирующим теориям, никогда не останавливается на достигнутом и подвержена фальсификации.

    Современная наука находится в зависимости от множества определяющих ее развитие факторов, среди которых не только запросы производства, потребности экономики и государственные приоритеты, но и собственно интеллектуальные, философские религиозные и даже эстетические факторы. Не следует упускать из виду и деятельность одержимых своей профессией изобретателей и рационализаторов. Важное место принадлежит механизмам социальной поддержки научных исследований.

    Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.

    Среди социальных функций науки выделяют: культурно-мировоззренческую; функцию непосредственной производительной силы; функцию социальной силы.

    Последняя предполагает, что методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, определение масштабов экологической опасности).

    Наука как социальный институт включает в себя:

    1)ученых с их знаниями, квалификацией и опытом;

    2)разделение и кооперацию научного труда: четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации;

    3)научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

    Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:

    – совокупность знаний и их носителей;

    – наличие специфических познавательных целей и задач;

    – выполнение определенных функций;

    – наличие специфических средств познания и учреждений;

    – выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

    – существование определенных санкций.

    Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализации, раскрытие его содержания и результатов.

    Сама история науки тесно связана с историей университетского образования, имеющего непосредственной задачей не просто передачу системы знаний, но и подготовку способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Появление университетов датируется XII в., однако в первых университетах господствует религиозная парадигма мировосприятия.

    Внутри науки существуют научные школы, функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как правило, личностью выдающегося ученого. В науковедении различают «классические» научные школы и современные. «Классические» научные школы возникли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX в. В начале XX в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда, им на смену пришли современные («дисциплинарные») научные школы.

    В отличие от «классической» научной школы дисциплинарные ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы программы.

    Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе, которая обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания. Междисциплинарность утверждает установку на синтез знания, в противоположность дисциплинарной установке на аналитичность. Она также содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения и обогащения всего комплекса человеческих знаний.

    Сциентизм – идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентации человека в мире. В качестве идеала науки рассматривается точное математизированное естествознание, под воздействием которого в познании законов природы и связанного с этим научно-технического прогресса и возникает сциентизм. Сциентизм абсолютизирует роль науки в жизни, в некритическом отношении к получившим распространение научным концепциям. Так, в подходе к роли науки в жизни общества в целом сциентизм проявляется в абсолютизации этой роли, в некритическом отношении к получившим распространение научным концепциям, в недооценке необходимости их постоянной коррекции, сопоставления с другими возможными взглядами и позициями, учета широкого спектра социальных, культурных, этических факторов. Сциентизм в философии проявляется в игнорировании ее мировоззренческого характера, в непонимании ее специфики по сравнению со специально-научным знанием (Позитивизм, Неопозитивизм). В социальном и гуманитарном познании сциентизм связан с недооценкой или игнорированием специфики их предмета по сравнению с естественнонаучными объектами, с попытками некритического и зачастую весьма искусственного привнесения в исследование человека и общества приемов точного естествознания. Весьма опасным (прежде всего для самого реального научного познания) следствием сциентистского культа науки является ее идеологизация и догматизация, превращение ее в своего рода суррогат религии, якобы дающей окончательный ответ на все коренные проблемы бытия, тогда как подлинная сила науки - в открытости, незавершенности разрабатываемых ею исторически преходящих моделей реальности. Избегая крайностей сциентизма, критически и непредвзято анализируя реальные возможности науки в контексте культуры в целом, вместе с тем опасно впадать в не менее одностороннее «наукоборчество». Наука является важнейшим стимулятором динамичного развития всех сторон жизни человеческого общества, а присущий ей дух научной рациональности представляет собой существенную культурную ценность, вырабатываемую и утверждаемую в сложном и драматическом процессе воспроизводства и развития культуры.

    Антисциентизм - идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. Различные формы антисциентизма весьма сильно варьируют по степени критичности в отношении к науке. Умеренный антисциентизм выступает прежде всего не столько против самой науки, сколько против агрессивного сциентизма, стремящегося абсолютизировать роль науки и принизить культурную значимость других форм деятельности и ориентации человека в мире - искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально-личностного отношения к миру и т. д. Такого рода антисциентизм критикует сциентическую абсолютизацию науки прежде всего с позиций гуманизма, отстаивая необходимость многообразия различных форм человеческого опыта и отношения человека к миру, которые не могут быть вытеснены научной рациональностью. Более радикальные варианты антисциентизма переходят от критики сциентистской абсолютизации науки к критике науки как таковой. В крайних своих проявлениях они оценивают науку сэкзистенциалистско-персоналистических позиций (напр., у Н. А. Бердяева или Л. Шестова) как силу, противостоящую отношению человека к миру, прежде всего его свободе. Религиозный антисциентизм отвергает возможности мировоззренческой независимости науки, настаивает на необходимости религиозной мотивации научного познания. Если ранние формы антисциентизма возникали на основе иных, чем наука, форм сознания (таких, как религия, искусство, нравственность), то для современности характерно появление тенденций антисциентизма на почве критического самосознания самой науки. Такова, напр., критика науки как «мифа современности» представителем постпозитивизма П. Фейерабендом. В некоторых современных вариантах умеренного антисциентизма (находящих, напр., выражение в т. н. экологическом сознании) признается мощное воздействие науки на процесс научно-технической цивилизации, но вместе с тем справедливо указывается на противоречивость этого прогресса, который наряду с бесспорными достижениями влечет за собой и деструктивные последствия, за что должна нести ответственность и наука. Антисциентическая критика такого рода способствовала более объективной и многомерной оценке науки, ее роли и возможностей, привлекая, в частности, внимание к этическим аспектам науки. «Наукоборчество» же радикального антисциентизма (напр., у И. Иллича) несовместимо с признанием необходимости научного познания как важнейшего условия стоящих перед современным человечеством проблем.

    РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

    на тему:

    НАУКА КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

    Выполнил: л-т Тимаков Д.С.

    Тверь 2006 г.

    Введение

    Данная работа посвящена одной из многочисленных проблем философии, а именно: науке как форме познания реальности. Здесь будут описаны различные подходы к пониманию этой проблемы в разные годы, а также свойства и функции науки так, как их видели люди на различных этапах развития общества.

    Первая часть посвящена рассмотрению науки, как системы, имеющей свои свойства и функции. Далее будут рассмотрены вопросы специфики и общности познания как отдельными группами людей, так и обществом в целом.

    В третьей части будет дано описание научной истины как общественного явления. В четвертой части приведены основные универсальные принципы и общенаучные методы познания и их описание.

    В заключительной, пятой, части будет кратко рассмотрена динамика развития мировоззрений противоположного характера: взгляд на науку как неотъемлемую часть культуры развивающегося общества и взгляд на эту проблему со стороны противников решения культурных вопросов научными методами.

    1. Системность феномена науки

    Наука – специфическая форма деятельности (как в теоретической, так и в практической сферах), связанная с формированием сравнительно объективного, системного и доказанного знания о духовной и материальной реальности.

    Наука – одна из определяющих подсистем культуры. К началу XXI в. насчитывается более 800 ее определений, ибо каждый крупный ученый (мыслитель) дает собственную трактовку феномена науки.

    Если уточнить это достаточно общее определение, то следует выделять несколько направлений научной деятельности, его конкретизирующее. А именно:

    –выявление не внешних, а сущностных характеристик реальности;

    –формирование логически непротиворечивой системы знаний об объективной картине мира;

    –прогнозирование состояния реальных объектов и процессов на основе выявленных природных и социальных законов;

    –создание и разработка специальных средств познавательной деятельности (математические методы, исследовательское оборудование и т. п.);

    –распространение особого вида профессиональной деятельности (ученые, инженеры, и т. п.) в сфере общественного разделения труда;

    –функционирование специальной системы организаций и учреждений, занимающихся получением, хранением, распространением и внедрением полученных знаний (библиотеки, информационные центры и др.).

    Термины «science » («наука») и « scientist » («ученый») возникли в первой половине XIX в. в европейской университетской практике. Ими обозначалась деятельность в сфере математики физики, химии и других естественных науках. Для деятельности в сфере социальных наук позднее стал использоваться термин «social science ».

    В процессе генезиса и развития научного знания усиливалось внимание к его классификации. Отметим некоторые вехи этого процесса.

    Первые классификации науки возникли в эпоху античности. Аристотель (384-422 до н. э.) разделил философию (в качестве единой науки) на «теоретическую философию», «практическую философию» и «творческую философию». Более того, «теоретическая философия» подразделяется им на физическую, математическую и теологическую философию; на поэтику и риторику. Логика трактуется как пропедевтика (введение) ко всей системе наук.

    В Новое время Ф.Бэкон (1561-1626) разработал классификацию наук на современном ему материале. Человеческое знание было разделено на три области (сферы), а именно: история (память), поэзия (фантазия) и философия (рассудок). При этом выделенные области знания подверглись им последующей детализации.

    Представители французского Просвещения (Дидро, 1713-1784; и др.) в рамках «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», выделяли механику, физику, химию, физиологию и др.

    А. де Сен-Симон (1760-1825) предложил классификации наук по аналогии с классовой структурой общества (рабовладельческое и феодальное общество - теология, капитализм - позитивизм и др.).

    О. Конт (1798-1857) разработал доктрину «трех стадий» развития науки, а именно: теологической, метафизической и позитивной. При этом каждая из известных наук последовательно проходит, по его мнению, отмеченные стадии. Соответствующие стадии проходят не только естественные науки (астрономия, физика, биология и др.), но и гуманитарные науки – социология.

    Фундаментальная классификация науки (философии) была предложена Гегелем (1770-1831). А именно: «реальная философия» подразделена им на «философию природы» и «философию духа». «Философия природы» включает механику, физику, органическую физику. «Философия духа» подразделяется на «субъективный дух» (антропология, феноменология, психология), на «объективный дух» (право, мораль, нравственность) и на «абсолютный дух» (искусство, религия, философия).

    К XX столетию сложилась следующая система наук:

    –естествознание (естественные науки) – система научного знания о природе;

    –техникознание (технические науки) – система научного знания о технических системах; науки, ориентированные на реализацию естественнонаучного знания;

    –человекознание (социальные и гуманитарные науки) – система научного знания о человеке и обществе и социокультурной среде его обитания.

    В этом случае речь идет о «горизонтальном» измерении феномена науки. В рамках «вертикального» измерения выделяются науки фундаментальные и прикладные.

    Фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности, связанная с формированием научной картины мира, не имеющая, как правило, практической направленности. Прикладные науки, напротив, рассматриваются как система знаний, имеющая выраженную предметно-практическую ориентацию.

    Фундаментальные науки связаны с выявлением основных закономерностей и принципов развития природы. Традиционные исследования этого уровня проводятся не в силу внешних (социальных) потребностей, а внутренних (имманентных) стимулов. Поэтому в своей основе фундаментальные науки не имеют отчетливо выраженной практической направленности. В этом смысле с ними ассоциируется аксиологическая (ценностная) нейтральность. Вместе с тем открытия в фундаментальных науках оказывают принципиальное воздействие на формирование естественнонаучной картины мира, изменения парадигмы (основные характеристики) научного мышления. Именно в фундаментальных науках вырабатываются базовые модели познания, выявляются понятия, принципы и законы, составляющие основания прикладных наук.

    Прикладные науки, опираясь на результаты фундаментальных исследований, акцентируют внимание на решение конкретных технико-технологических проблем, связанных с интересами социума. Науки этого уровня амбивалентны, т.е. в зависимости от сферы приложения могут быть использованы как на благо человека, так и оказать негативное воздействие на него и среду его обитания. Иначе говоря, прикладные науки включают и ценностное содержание.

    С одной стороны, спектр идей, теорий и концепций, поступающих из области фундаментальных наук в сферу прикладные исследований, ведет к преобразованию наук прикладного типа. Это обстоятельство требует в свою очередь «фундаментализации» прикладных наук. С другой стороны, прикладные науки активно воздействуют на науки фундаментального типа, повышая степень их «практизации».

    Во-первых, совершенствуются средства и методы инструментального познания природы. И, во-вторых, при разработке прикладных задач зачастую возникают новые идеи и методы. Так, развитие техники ускорения элементарных частиц позволило обосновать и проверить теоретические представления о фундаментальных закономерностях микромира. Более того, соответствующие исследования привели к открытию новых элементарных частиц, выявлению закономерностей их образования, что существенно продвинуло понимание глубинных процессов микромира, определяющих эволюцию Вселенной.

    Развитие науки является объективным процессом, для которого характерна ориентация на внутренние имманентные (от лат. immanentis - свойственный, присущий) условия. Формирование естествознания, техникознания и человекознания во все большей степени выявляет свою историческую зависимость от внешних условий (социальных, экономических, культурных и др.).

    Иначе говоря, усиливается процесс взаимосвязи и взаимодействия наук. Исторически выделяется несколько форм взаимосвязи и взаимодействия между различными научными дисциплинами. Обозначим некоторые уровни интегративности науки.

    Смежная интегративность. Взаимосвязь научных дисциплин генетически и исторически взаимодействующих между собой (физическая химия, биофизика, экономическая математика и др)

    Межсмежная интегративность. Взаимосвязь научных дисциплин как одного цикла (естественнонаучного), так и взаимосвязанных (например, бионика базируется не только на биологии и физике, но и на технических науках).

    Целевая интегративность. Взаимодействие научных дисциплин различного цикла и профиля осуществляется для реализации целевой установки, соответствующей определенной науке (к примеру, кибернетика объединяет не только математику или биологию, но и теорию систем, методологию управления, социологию и др.).

    Проблемная интегративность. Взаимосвязь различных направлений научного знания происходит в процессе решения конкретной проблемы; степень интегративности является функцией ее уровня - от локального до глобального (например, решение глобальной экологической проблемы требует «задействования» всех областей естествознания, техникознания и человекознания).

    Эти тенденции в науке коррелируются и с ее функциями. Отмечается несколько функций науки. Выделим некоторые из них, а именно: исследовательская, обучающая, коммуникационная, социокультурная и мировоззренческая.

    Исследовательская функция. Наука, изучая конкретную реальность, открывает ее новые стороны и качества, выявляет все более эффективные методы познания и др. Цель научного исследования – анализ закономерностей объективной реальности.

    Обучающая функция. В ее рамках осуществляется воспроизводство научного знания – передача научных представлений от одной исследовательской системы к другой. Это осуществляется в процессе подготовки научных кадров (через систему образования, научные школы и др.), что обеспечивает преемственной развития науки, а также формирование новых научных традиций.

    Коммуникативная функция. Это – процесс обмена информацией между членами научного сообщества, что включает публикации, проведение конференций, дискуссий и др. В результате укрепляется взаимосвязь научного сообщества, повышается информированность и эффективность научно-исследовательской деятельности.

    Социокультурная функция. Наука – один из базовых элементов культуры, составляющих основу цивилизации. Уровень и характер развития науки является существенным фактором, фиксирующим статус социума в динамике исторического процесса. Развитие науки – критерий позитивного динамизма цивилизации.

    Мировоззренческая функция. Совокупное развитие науки формирует основания научного мировоззрения, т. е. систему принципов, убеждений и представлений, определяющих целостный подход к объективной реальности. В предельно обобщенной форме научное мировоззрение связывается с рациональным отношением человека (субъекта) к природе (объекту).

    На различных этапах развития социума доминировали те или иные функции науки. Скажем, в античный период акцент ставился на ее мировоззренческих функциях (стихийно диалектическая форма мировоззрения); в средневековый период – обучающей функции (в этот период наука концентрировалась преимущественно в университетах); в условиях Нового времени – развивалась исследовательская функция науки (становление современного типа научного знания).как особое звено материального производстваРеферат >> Информатика

    Здесь выступает материальный мир, объективная реальность , с которой взаимодействует и которую... карты, рецептуры и прочие формы информации, непосредственно потребляемой в... вообще не существовало науки как особой деятельности. Познание окружающего мира...

  • Философия и методология науки

    Учебное пособие >> Философия

    Философия, методология и ло­гика науки , а также философская теория познания . Исследованием науки как особого социального явления (сооб­щество... истины. Этим формам рационального сознания присущ пафос максимального внимания к реальности . Если с точки...

  • Социокультурная и институциональная природа науки

    Учебное пособие >> Социология

    Может ли наука как особая форма сознания быть основной... критического отношения к традиционным формам познания . Рациональность в этом смысле... как субъекта познания в систему науки . Стало понятно, что в науке мы имеем дело не с картиной реальности как ...

  • Понятие философии как о типе мировоззрения.

    Реферат >> Философия

    Что философия как особая наука , претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности , не... 1. Многообразие форм познания . 2. Субъект и объект познания . 3. Истина как цель познания . 4. Наука как специализированная форма познания . Термин " ...