Мрачная одежда. Готический стиль в одежде: особенности модных образов. Яркие элементы готического стиля в одежде и аксессуарах

Готический стиль в одежде относится к разряду экстраординарных. Он всегда обращает на себя внимание прохожих, его сложно спутать с чем-то другим. Стиль готика ко многому обязывает - обычно он заключается не только в особенностях одежды, но и предполагает свою собственную философию. Более верно будет то, что при помощи внешнего образа готы стараются проявить свое внутреннее состояние. Одежда в стиле готика пришла в современный мир из средневековья. Сегодня она обрела свои особенности и несколько преобразилась.

Особенности готического стиля

Готический стиль в одежде впервые появился в 12 веке в Европе. Затем он постепенно развивался и преображался до 16 века. После этого в той же Европе в 17 - 18 веках наблюдалась мода на "неоготику". Как раз она и послужила основой для современного готического стиля, который начал распространяться в конце 70-х годов прошлого века.

Такая одежда характерна для людей, принадлежащих к субкультуре готов, пришедшей на смену панкам. В этом порядке отчетливо просматривается закономерность. После бурного анархизма, вызова государственной системе наступает депрессия из-за того, что все попытки изменить мир оказались бесплодными. Оба эти стиля присущи молодежи, и они несут в себе скорее внутреннее состояние, которое проявляется таким открытым образом. Стиль готика, так же как и панк, присущ юношескому максимализму. В них есть вызов и несогласие. Обычно, с годами происходит переосмысление и смена стиля. Поэтому готы старше 30 лет встречаются нечасто.

Среди особенностей, относящихся к внешнему виду одежды в стиле готика, можно выделить в первую очередь цветовые пристрастия. Доминирующим во всем образе является черный цвет. Он присутствует и в одеянии, и в макияже, и в аксессуарах.

Готический стиль имеет строгие рамки и ограничения, однако это не мешает создавать уникальные образы. Каждый гот выглядит особенно и неповторимо, и при этом, придерживается конкретных правил, благодаря чему представителя данной субкультуры невозможно спутать с кем-то другим.

Отличительной чертой стиля готика является еще и утонченность, аристократичность, которые просматриваются в различных элементах - это и головные уборы, и корсеты, и пышные юбки. Весь образ в целом, при всей своей оригинальности, выглядит гармонично и стильно. В частности это можно объяснить тем, что готы в большинстве своем творческие люди. Именно по этой причине они и могут позволить себе носить столь экстравагантные наряды и прически.

красные акценты и прозрачная юбка

комплект черного цвета из ткани и кожи

топ с тонкими бретелями, лакированные сапоги, юбка со складками, шейный платок и длинные перчатки

полупрозрачная юбка, кожаная куртка и необычный головной убор

открытые зоны в области плеч и ног

пышная легкая юбка с корсетом

Как создается готический образ?

Для того, чтобы создать завершенный готический образ, необходимо вращаться в определенных кругах или иметь то самое настроение и отношение к миру, которое присуще готам. В таком случае останется лишь выразить свои эмоции в одежде. Однако существуют и определенные правила, согласно которым создается готический образ.

Материалы

Первое, на что следует обратить внимание - это материалы. Одежда в стиле готика чаще всего бывает выполнена из бархата, атласа и других материалов, на которых черный цвет выглядит наиболее глубоко и благородно. Нередко присутствует отделка из кружев и легких прозрачных материалов. Готы часто используют кожу в украшениях и элементах одежды.

Гардероб

В женском готическом гардеробе практически всегда присутствуют корсеты - носятся они чаще всего поверх прочей одежды. Платья и юбки могут иметь любую длину, но чаще всего встречаются модели миди или макси. Иногда девушки носят брюки.

Черные чулки или колготки в сеточку являются характерным атрибутом готического стиля. Кроме того, дополнять образ могут длинные кружевные перчатки, стильная шляпка и черная вуаль.

Что касается обуви, то в данном случае уместны будут высокие тяжелые ботинки, украшенные металлическими элементами и ремешками на высокой плоской подошве - их носят как девушки, так и парни. Представительницы прекрасного пола, придерживающиеся готического стиля, нередко используют сапоги и туфли на каблуках. В целом их образы всегда выглядят соблазнительно и женственно.

При этом многие элементы являются универсальными. Кроме обуви, представители обоих полов могут использовать в гардеробе старые потрепанные футболки, жилетки, пиджаки.

В холодное время года готы носят плащи и пальто - преимущественно длинные, исключительно черного цвета. Однако их образ выглядит наиболее ярко именно летом, когда есть возможность создать уникальный многослойный наряд, который, несмотря на свою сложность, выглядит неизменно стильно, гармонично и целостно.

черное макси платье с открытыми плечами

многослойное украшение на шее и подол с косым срезом

принт в виде креста

массивное украшение на шее и ремне в едином стиле

сочетание длинных перчаток с высокими сапогами

юбка ниже колена и открытые руки

для того, чтобы вещи смотрелись гармонично, требуется соответствующий мейкап, правильная укладка и набор аксессуаров

Аксессуары, прическа, макияж

Одежда в стиле готика немыслима без определенных дополнений. Что касается аксессуаров, то чаще всего в качестве украшений используются кожаные изделия с металлическими шипами, серебряные подвески и цепочки, кольца. В этой субкультуре никогда не применяется золото и цветные драгоценные камни. Каждый элемент должен быть выполнен в холодных, преимущественно черных тонах. Именно поэтому будут уместны нефрит, жемчуг, агат, черный опал и подобные камни. Украшения чаще всего выполнены в виде орнаментов, распятия, египетского креста.

В макияже, который характерен для обоих полов, также преобладают черные тона на фоне бледной кожи. Тон придается с помощью светлой пудры, румяна не используются. Глаза подводятся черным карандашом, тени применяются не всегда. Губы могут быть накрашены как черной, так и темно-бордовой помадой.

Волосы должны быть преимущественно длинными - как у девушек, так и у юношей. Цвет, естественно, черный, иногда с применением колорирования. Что касается причесок, то зачастую готы оставляют волосы распущенными или делают оригинальные стрижки, подбривая виски и выполняя на них замысловатые узоры.

Маникюр гота выполняется чаще всего черным лаком, но бывают уместны и другие темные холодные оттенки. При этом не возбраняется легкая небрежность, которая придаст образу колоритности.

В целом, готический образ является неповторимым и оригинальным. Его выбирают яркие личности, которые несут вызов в своем облачении. Далеко не каждый человек может набраться смелости примерить его на себя. Если вам нравится это направление, но вы не готовы на такие шаги, то можно добавить небольшой акцент в привычный гардероб с помощью пышной черной юбки средней длины, корсета или соответствующих украшений. Чтобы придать особого настроения, выбирайте все остальные элементы в холодной неяркой цветовой гамме.

История моды - это не только изменения в одежде, которые можно наблюдать с течением времени. Это еще и история общества, в котором бытовал тот или иной стиль. Разное время пробуждало в людях потребность носить разнообразные средневековья - один из самых ярких примеров того, как взаимоотношения в обществе влияют на моду.

Общие черты

Костюм - один из важнейших символов социального статуса на протяжении всего средневековья. Он определял принадлежность человека к определенному классу и сословию.

Фасоны одежды раннего средневековья не особенно разнообразны. Индустрия моды еще не была развита так, как, например, в эпоху Возрождения. Покрой платьев для крестьян и господ был одинаковым, различие наблюдалось лишь в материалах. В это время разграничение общества не было особенно заметным по внешним признакам. Одежда была лучшим способом выразить себя, подать в лучшем виде, поэтому все люди не жалели трат на украшения, декорированные пояса и дорогие ткани.

Одежда средневековья: особенности

Первым и самым ярким отличием можно считать материал, из которого создавались платья. В производстве одежды хлопок применялся наряду со льном, но использовались разные сорта этих тканей. Богатые люди носили костюмы из льна, бедные - чаще из мешковины, шерсти.

Цвет одежды тоже имел большое значение. Например, бедным слоям населения не позволялось носить яркие цвета, такая привилегия была только у представителей знатных родов - они облачались в зеленые, красные и синие одеяния. Для простого народа были доступны серые, черные, коричневые цвета. Лишение права облачаться в одежду, выполненную в оттенках, соответствующих происхождению человека, было одним из самых тяжелых наказаний в обществе.

Для археологов представляет огромный интерес одежда средневековья. Фото, сделанные в ходе раскопок, показывают, что в быту было трудно отличить простого рабочего от рыцаря. Домашняя одежда делалась из одних и тех же материалов и не отличалась оригинальностью.

Одинаковые костюмы

Одежда эпохи средневековья (раннего этапа) обычно характеризуется своей простотой и однообразностью. Она не отличалась разнообразием и не делилась на мужскую и женскую. Вообще, портные не беспокоились о том, чтобы костюм был по фигуре его обладателю, и обычно все вещи были свободными, и даже мешковатыми.

Нельзя не отметить, что именно в этот период закрепился отдельный для духовенства. Ранее служители церкви носили такие же платья, как и другие люди. Византийское влияние на форму духовенства взяло верх, и это можно считать этапом зарождения церковной одежды.

Связь с современностью

Одежда в стиле средневековья во многом повлияла на современность. Например, пуговицы, которые присутствуют сегодня почти на каждом предмете гардероба, были изобретены именно в эту эпоху. До 12-го века части одежды скреплялись завязками или застежками, которые были скорее красивыми, чем практичными в использовании. С распространением пуговиц эти элементы начали выполнять из различных материалов: кожи, кости, металла. Такое разнообразие позволило гармонично сочетать ткани и пуговицы одеяний.

Детали готических костюмов

Одежда эпохи средневековья стала обогащаться деталями. Больше внимания начали уделять декорированию одежды (вышивке), особенно на вороте платья. Его кроили так, чтобы виднелся орнамент на нижней рубахе. Пояс тоже стал немаловажной частью гардероба: его завязывали впереди, и длинные концы его спадали к ногам.

С обращения к деталям начался новый этап в развитии моды. Платья перекраивали, выбрасывая лишние куски; одежду шили, учитывая особенности тела каждого человека. Теперь костюмы тесно прилегали к фигуре, подчеркивая все её преимущества. Можно утверждать, что именно на этом этапе одежда средневековья приобретает светский характер.

Готический стиль в платьях женщин проявился в вытянутых силуэтах, высоких воротниках, тугих шнуровках на талии. Одежды подхватывались под грудью, и это создавало особый акцент, намек на красоту женственности и материнства. Для стиль проявился в приталенных костюмах, либо длинных, либо укороченных. Как правило, последний вариант выбирали молодые люди.

В это время в создании костюмов комбинировалось несколько материалов сразу: шелк, полотно, шерсть и кожа находили свое применение в гардеробе горожан. Благодаря таким сочетаниям, появился первый с разграничением корсета и юбки, причем последняя начиналась от талии. Новые виды материи, например сукно, мягко облегали фигуру.

Распространялись и новые цветовые решения: костюм для мужчины, к примеру, состоял из двух половин разных цветов, обычно контрастных по своим оттенкам.

Цвет имел огромное символическое значение. Например, тот, кто служил любимой даме, обязательно носил одежду ее любимого колера. То же самое касалось и слуг, которые облачались в одежды, соответствующие по оттенкам гербам своих господ.

Самым популярным цветом в средневековье был жёлтый, однако не каждый мог позволить себе такое платье.

Новые изобретения

В конце 13-го века люди отказались от плиссировки, однако в костюмах появились кружева. Платья украшали меховой опушкой, к обязательным аксессуарам добавились шали или накидки. Плащ тоже носили довольно часто, обычно его украшали мехом и разнообразными застежками. Было принято натягивать плащ на голову. Женщины скрывали прически покрывалами из легких тканей. Положение покрывала обозначало настроение его обладательницы: например, надвинутая на лицо ткань говорила о грусти, а повязанная на голове - радость.

Одежда средневековья становилась с течением времени более практичной: теперь в ней можно было носить монеты, больше внимание уделялось удобству передвижения.

Изменения коснулись и рукавов: часто они достигали пола или были собраны. Особенно широкие части рукавов и юбок были плиссированными.

Головной убор и аксессуары

Немаловажную роль играла прическа. Мужчины и женщины одинаково следили за своим головным убором и даже завивали локоны с помощью специальных горячих щипцов (это что-то вроде современных плоек). И хотя церковь запрещала делать что-либо со своими волосами, жители городов редко прислушивались к ней в погоне за модой. Были популярны длинные ухоженные волосы. Женщины собирали их в разнообразные прически, которые были очень высокими. Их украшали ветками цветов и драгоценными камнями. Часто для удобства использовали специальные цилиндры - геннины. Этот предмет поддерживал волосы и мог быть как прозрачным, так и украшенным ниспадающей вуалью.

Влияние средневековья на историю моды

Считается, что готическая одежда средневековья больше всего была распространена в Чехии. Чешские портные стали изобретателями юбок и разнообразных приспособлений, фасонов одежды.

Появление пуговиц, новых видов укладки волос и способов декорирования одежды внесло огромный вклад в моду. Средневековье можно считать трудным временем для развития культуры: чума, постоянные войны и неразвитая медицина - все эти факторы были помехами для мирной жизни людей. Однако именно это время обозначается скачком общества к прекрасному, который продолжится в эпоху Возрождения.

Одежду же в начали создавать не только с практической целью, но и для красоты. Не только костюмы декорировались и преображались, перемены происходили с архитектурой, живописью, литературой и музыкой. Чем культурнее становилось общество, тем больше внимания люди уделяли тонкостям, а во всех вещах можно было найти особую эстетику.

Одежда средневековья появилась в один из самых красивых и интересных этапов развития моды. От простых платьев, похожих на монашеские рясы, люди пришли к богато украшенным костюмам с огромными рукавами и декоративными вышивками, интересным юбкам и высоким прическам. Мешковина и шерсть стали заменяться льном и шелком. Самые необычные цветовые решения находили свое отображение в одежде и аксессуарах, а эксперименты с комбинированием тканей позволяли выразить себя и показать свою индивидуальность.

Стиль готов, легко узнаваем по преобладанию в нем черного цвета.

Готические наряды, которые можно наблюдать на современных представителях данной субкультуры, далеки от настоящей готических образов, появившихся в Европе в эпоху Средневековья. Готический стиль в одежде, это только часть мировоззрения, наполненного страданиями, мраком, тоской, которое ярко выражается в музыке и других сферах искусства.

Немного истории

История готического стиля уходит своими корнями в Средние века.

Готика в искусстве – это холодная сдержанность и торжественная печаль.

Мода всегда идет в ногу со своей эпохой, поэтому изменения в военном снаряжении средневековых рыцарей, стало началом возникновения новых взглядов. Кольчуги сменились доспехами, просторные рубахи заменили вещи, скроенные по фигуре.

Портные взяли в руки стальные ножницы и стали делать выкройки, что позволило шить одежду из отдельных деталей, соединенных швами.

Появились женские модели, в которых узкий лиф и широкая юбка кроились отдельно. Вырезы на груди треугольной формы, манжеты, длинные рукава, заостренная форма обуви – эти детали стилистически пересекались с архитектурными элементами готического стиля.

Все это стало основой для развития готической моды и различных ее вариаций. В конце 70-х готическое направление было очень популярно среди молодежи, которая встречалась на кладбищах и тяготела к тайнам загробного мира. Шло время, и появлялись различные ответвления в данной субкультуре, но аристократичность образов и депрессивные настроения характерны для всех проявлений готики.

Типичный наряд гота

Экстравагантность и черный цвет являются основными характеристиками современного готического образа. Материалы используются абсолютно разные: шелк и бархат, кружево и деним, кожа и тафта.

Гардероб готессы, как правило, составляют брюки из кожи, плащи, длинные юбки, черные футболки, туфли на платформе, ботильоны из черной кожи.

Тугой кожаный черный корсет − обязательный атрибут костюма, который придает образу девушки сексуальность, что приветствуется в данном направлении. Корсет также можно надевать на платье сверху. Он сильно отличается от древних, жестких моделей. Современный корсет выполнен из эластичных материалов и соблазнительно подчеркивает фигуру, как представлено на фото:

Юбки, накидки, различные балахоны, сшитые из черной ткани, которая по своей фактуре напоминает рыбацкую сеть, часто используются в готических образах.

В мужском облике также присутствует женственность. На типичном представителе данной субкультуры надеты черные брюки и рубашка, кожаный плащ или балахон, шляпа и тяжелые ботинки на шнуровке.

Аксессуары

Для девушек этого образа предпочтительны перчатки, выполненные из кружева, зонты, сумочки из бархатной ткани, различные виды шляп. Особой популярностью пользуются небольшие шляпки элегантной формы, которые украшены вуалью, или наоборот, шляпки с широкими полями.

Печальные образы часто дополняются аксессуарами из белого металла. Чаще всего это серебро. Редко можно встретить украшения из белого золота в образе готов.

Такие элементы символизируют холодность Луны, и еще сильнее подчеркивают контраст черных одежд и белой кожи.

Кресты, черепа, летучие мыши, пауки, драконы, цепи, браслеты, шипы – все эти элементы можно встретить в современном образе готов. Лицо и туловище молодых людей часто украшает пирсинг.

Создаем готический образ

Несколько советов для тех, кто хочет воплотить в одежде современный готический образ.

Брюки

Кожаные штаны или черные джинсы скинни будут удачным приобретением. Если фигура не позволяет носить обтягивающую одежду, то черные брюки свободного кроя отлично впишутся в образ.

Корсет

Этот необходимый атрибут образа печальной девы хорошо сочетать с многоярусной пышной юбкой или джинсами. Рубашка с открытыми плечами, дополненная сверху черным, кожаным корсетом выглядит дерзко и, вместе с тем, женственно.

Пиджак

Выполненный из бархата, придаст образу строгости и солидности.

Футболки

Можно выбрать с различными изображениями или символикой. Также они могут быть просто черные. На футболках часто изображены элементы, которые отражают музыкальные пристрастия гот

Обувь

Массивная, тяжелая кожаная обувь, преимущественно ботинки на плоской подошве или сапоги на платформе и высоком каблуке. Цвет в основном черный, но иногда можно встретить красные модели.

Макияж и прическа

В макияже используется черная подводка или тени, при помощи которых сильно выделяются глаза. Черную помаду, которая контрастно выглядит на фоне бледного лица, можно встретить на губах, как женщин, так и мужчин. Не стоит забывать и о ногтях – покрытые черным лаком они завершат образ. В маникюре, как и в прическе, приветствуется небрежность. Для покраски волос можно использовать темные оттенки в любых сочетаниях.

Готический стиль в одежде завораживает своим мрачным гламуром, неординарностью и холодной романтичностью. Поклонники готического стиля выглядят то романтично, то вызывающе, то обескураживающее, а иногда даже пугающе.
Готический стиль в одежде зародился давно, и характеризуется, как течение в моде, когда вещи в гардеробе напоминали одежду определенной исторической эпохи – чаще всего мрачного и серого средневековья или викторианской эпохи.

В 21-м веке готическая одежда сформировалась в яркий, колоритный стиль, состоящий из разных течений, образующих подвиды, имеющие черты разных исторических эпох и даже фантастических, постапокалиптических миров. Все эти виды одежды переплетаются в уникальный, неповторимый, удивительный готический стиль.

Готический стиль в одежде завораживает своим мрачным гламуром

Подвиды готического стиля и их отличия

Исторический – полностью имитирующий стиль одежды конкретной эпохи, это направление завораживает утонченным историзмом, скрупулёзной точностью деталей.


Исторический готический стиль — стиль эпох

Корпоративная готика – поклонницы готического стиля в одежде, работающие в офисе сформировали свой готический стиль в одежде. Они носят строгие длинные юбки и платья, темных цветов с шелковыми и кружевными блузками строгих фасонов, их внешний вид напоминает гувернанток 19 века.


Корпоративный готический стиль для офисных работниц любящих готику

– для этого вида характерно подражание в одежде, и в общем внешнем виде феям. Одежда в этом течении готики имеет не характерные, очень яркие, светлые цвета одежды и волос. Макияж в таком стиле тоже должен соответствовать представлению о том, как должна выглядеть фея.


Феечная готика — превратите свой образ в сказочный

Кибер готика — для данного течения в «темной реке» готического стиля, характерно использование в создаваемом образе одежды из кожи, латекса, винила с декорированием всевозможными цепочками, проволочками, проводами, кольцами и клепками. А чтоб их не спутали со сторонниками рок стиля, ценители готического стиля этого направления окрашивают волосы в кислотные цвета, или, что безопаснее и проще, в косы, хвосты и прически добавляют разноцветные локоны.


Готический стиль в одежде кибер готика — кожа, латекс и винил

Андрогинный стиль готики – унисекс, так можно сказать об этом течении. Вся одежда, аксессуары, макияж, прическа имеет такой крой и вид, что трудно догадаться кто это — девушка или молодой человек, так умело поклонницы скрывают свой пол.


– наиболее оптимизирован к практическому применению в повседневной жизни, так одеваются многие подростки: черные футболки, платья, свитера и кардиганы; черные или синие джинсы, шорты; темные очки. Одежда, в общем, имеет мешковатый вид, скрывает особенности фигуры, как и полагалось в средние века. Много аксессуаров из металла с готической символикой – вензелями, черепами, крестами, эмблемами с изображением роз, летучих мышей, сердец, объемные кардиганы, опять же черные, яркий макияж.


Яркие элементы готического стиля в одежде и аксессуарах

Элементы одежды, которые обязательно присутствуют в готическом стиле: длинные платья и юбки свободного кроя, корсеты, камзолы, накидки, свободные, безразмерные кардиганы, а из ткани предпочтение отдается кружеву, бархату, шелку, атласу, сетке, коже.
Внешний вид одежды должен быть привлекательным, но не сексуальным. Одежда имеет множество декоративных элементов, оборок, рюш, воланов, часто используется прием многослойности. Брюки в готическом стиле имеют приталенный крой, или обтягивающие – так исторически положено.
Аксессуары имеют неповторимый готический вид: веера, сумочки – торбочки и мешочки, перчатки, украшения эмитирующие символику эпохи, а обувь на шнуровке.


Цветовые решения готического стиля одежды

Черный цвет, наперекор бытующему мнению, не единственный цвет готического стиля, но самый распространенный. Наряду с черными вещами, в готическом стиле используются следующие цвета: серый, красный, белый, насыщенные и приглушенные сосновый зеленый, фиолетовый, синий, бордовый.

Готический стиль можно сравнить с игрой, при этом – это такая игра, в которую надо играть до конца, нельзя сделать прическу в готическом стиле и надеть деловой костюм, выглядеть это будет нелепо. , в этом, надо соблюдать но в готическом стиле – это особенно ярко прослеживается. Одежда, прическа, макияж, аксессуары – должны строго соответствовать друг другу, иначе образ не получиться таким уникальным как должен быть.

Реалистические черты стали выступать гораздо ярче в искусстве готики, возникшей в XII-XV веках и распространившейся по всей Европе. Название «готика» условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые первыми применили этот термин, характеризуя искусство Средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. После того как в XIX столетии появилось понятие «романское искусство», готическим стали именовать заключительный этап истории средневекового искусства в Западной Европе - с конца романтики до начала эпохи Возрождения.

Готика была порождена теми динамическими процессами в жизни средневекового мира, которые ознаменовали вторую половину XII-XIV веков. Это было время апогея в развитии феодального общества Западной Европы. В ХII-ХIII веках окончательно сформировалось сознание правящего класса феодалов, небывалого могущества достигла католическая церковь, которая претендовала на господство над всем западным миром.

Однако важнейшие изменения были связаны с подъемом и ростом городов, в которых создавались крупные городские общины с самостоятельным управлением и которые отныне стали ведущей прогрессивной силой в жизни средневековой Европы, так как бюргерство завоевывало все новые права. Нарождавшаяся буржуазия, неустанно богатевшая на торговле, утверждала в культуре, и значит, в искусстве свои представления и вкусы со склонностью ко всему положительному, конкретному. Огромное влияние на умы оказывали сочинения отца логики как науки, величайшего философа древности Аристотеля, становившиеся известными в латинских переводах.

Процессы, которые развивались в общественной жизни государств Загадкой Европы и которые определили появление готического стиля в архитектуре, скульптуре, живописи, не могли не отразиться и на прикладном искусстве, в том числе и костюме.

XIII век знаменуется интенсивной классовой борьбой, которая приводит к классовой дифференциации и в костюме. Более заметным становится расслоение уже в среде самих феодалов, что отражается и в костюме знати. Еще более резко различается одежда феодалов, горожан и крестьян.

В XIII веке издаются первые законы, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзереном. Появляются законы, регламентирующие ношение одежд в зависимости от принадлежности к определенному сословию. В них предписываются строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры в отличие от дворян не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д.

Происходила перегруппировка господствующих сословий. Рыцарство, до этого времени задававшее тон в культуре, еще находило возможность проявлять себя в длительных войнах и различных воинских забавах, однако постепенно сходило со своего высокого пьедестала, растрачивая силы на междоусобицы и рыцарский разбой. В то же время росли, крепли и богатели города, на политическую арену выходило бюргерство, росло самосознание, а вместе с ним и самоутверждение, проявлявшееся и в костюме.

Набирал силу здоровый реализм в жизни и обычаях, в искусстве и культуре; вместе с тем дотоле смиренное благочестие сменилось мечтательной аскезой, религиозным фанатизмом и идеологическими поисками, выразившимися в различных ересях.

Все эти противоположности не замедлили сказаться в коренном изменении одежды и многообразии ее форм.

В это же время с развитием портновского искусства усложняется технология изготовления одежды. В одежде Западной Европы, и прежде всего во Франции, начинается подлинное «господство ножниц »: закладываются основы кроя, особенно повлиявшие на изменение форм женской одежды. Умение кроить ткани устранило зависимость фасона одежды от ширины ткацкого станка.

То, что ранее едва отваживалось проявиться - подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставление частичного обнажения окутыванию, - теперь с полной определенностью производится посредством одежды, то есть появляется «мода» в современном смысле.

В костюмах впервые появляются вшивные рукава, которые первоначально пришивают на один день, вечером отпарывают, так как одежда очень узка и снять ее иначе невозможно. Иногда рукава привязывают шнурками. Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через голову, стала теперь настолько узкой, что ее пришлось разрезать спереди и снабдить застежками, последние впервые приобрели исключительно важное значение.

С изобретением застежки и появлением распашной одежды, то есть разрезанной спереди сверху донизу, рукава начинают вшивать для постоянной носки. В костюме появляется воротник. Усложнение кроя позволяет расчленить объем и тем самым создавать костюм, подчеркивающий фигуру. В женском платье наблюдается членение на лиф и юбку.

Характерной чертой силуэта одежды ХIII и XIV веков становятся вытянутые готические пропорции. Особенно же заметным влияние готики на костюмы стало в XV столетии.

Тонкость и вытянутость силуэта с изяществом завершается сильно вытянутыми заостренными формами шляпы и башмаков. В одежде преобладают яркие цвета, самой модной тканью становится бархат, появившийся в период позднего Средневековья. Ткани богато орнаментируются. Излюбленный орнамент - растительный.

Костюмы по своим формам становятся все разнообразнее. В XIV веке в мужском костюме появляются два модных направления: короткая и длинная одежда. Одни носят свободное и длинное, другие (чаще всего молодежь) - узкое и короткое.

Нижней мужской одеждой всех классов по-прежнему была камиза . Сверху надевали котт , доходивший теперь до середины икры или до щиколотки. Однако к середине XIV века он вышел из моды. Модным стал пурпуэн - короткая куртка с узкими рукавами, к которой крепились штаны-чулки, существовавшие как одно целое в виде сквозных тесно прилегающих паголенков. Щеголи носили пурпуэн с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами.

Кроме пурпуэна у знати в моде были два верхних кафтана - котарди и блио . Котарди - узкая одежда, доходившая до середины бедер, с рукавами различной формы: узкими и широкими, в виде крыльев. Блио - отрезной по талии кафтан с узким лифом и пышными полами, не сшитыми по бокам. Блио обычно шнуровали сзади.

В этот период у всех классов был в ходу нарамник - тип плаща, состоявший из куска ткани, согнутого пополам и имевшего на месте сгиба отверстие для головы. По бокам нарамники не сшивались. Они могли быть длинными и короткими.

Сшитый в боках нарамник превратился в одежду, называемую сюрко . Сюрко иногда имело ложные рукава либо просто проймы. Модным был короткий плащ - табар , с колоколообразными, не сшитыми по боковому шву рукавами. Этот вид одежды являлся обязательной принадлежностью костюма герольда, пажа.

Женский костюм состоял из котт и камизы . У котт был узкий верх, шнурованный сбоку или сзади, и широкая за счет боковых клиньев юбка. С XIII века талия стала удлиненной, а юбка приобрела шлейф.

В юбку иногда вшивали спереди кусок собранной в сборку ткани, так как считалось модным драпировать ткань на животе.

Женщины всех сословий носили накладные нарамники, иногда длинные, иногда укороченные до середины икр. Верхней одеждой был плащ, полукруглый и круглый, с передним разрезом, на груди застегивавшийся пряжкой.

Обувью мужчинам служили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков. Первоначально носки были слегка заостренными, а с середины XIV века обувь феодалов, так называемый пигаш , приобрела настолько удлиненные носки, что иногда они достигали 50 см. Женская обувь была схожа с мужской - с заостренными носками.

Однако наибольшее значение придавалось формам головных уборов. Мужчины носили прежний средневековый капюшон, видоизменяя его в соответствии с модой. Обычно он был пришит к плащу или куртке. Капюшон-воротник, как и ранее, прикрывал голову и плечи и мог застегиваться спереди; со временем край воротника сзади удлинился и стал свисать сзади, а иногда мог даже опускаться ниже пояса.

Распространенным головным убором, который носили женщины всех слоев населения вплоть до XV века, был горж . Он напоминал сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади. Носили женщины также вилообразный, или «двурогий» чепец с ниспадающим покрывалом или с широким свисающим краем.

Плотно прилегающая мужская куртка, ватная подкладка на груди, спине и плечах, туфли с длинными узкими носами, длинная верхняя одежда с рукавами наподобие колокола, длинные шлейфы женских платьев, глубокие проймы сюрко , высокие «двурогие» чепцы, без сомнения, были изобретены французами. Но развить эти формы до неслыханного великолепия и совершенства было призвано герцогство Бургундия, которое во второй трети XV века превосходило в политическом и культурном отношении ослабленную войной Францию.

Могучая, стремительно восходящая княжеская династия, присоединившая к своим владениям и Нидерланды, в то время самую богатую страну в мире, сумела использовать свое положение для целеустремленного развития всех искусств и ремесел. Богатый двор бургундских герцогов обратил позднюю готику в утонченное и роскошное искусство.

При Филиппе III Добром (1396-1467) и его преемнике Карле Смелом (1433-1477) появилась собственно бургундская придворная одежда. Ее богатство, а также исполненная фантазии отделка вызывали восхищение знати во всей Европе и в дальнейшем, до самого конца XV столетия, служили образцом для подражания и получили название «придворных бургундских мод». Иногда этот период в истории костюма называют также «карнавалом мод» благодаря бесконечной смене разнообразных форм костюма.

Особым отличительным признаком регламентированной строгим придворным этикетом бургундской моды являлось подчеркивание удлиненных и заостренных форм: края одежды выполнялись в виде зубцов; тонкая, высоко зашнурованная талия; устремленный вверх головной убор; обувь с узкими длинными носами; длинные шлейфы и развевающиеся покрывала, а у мужчин - шелковые драпировки на шляпах и плотно прилегающие чулки-штаны.

Если не считать придворного церемониала, для которого были предпочтительны в основном темные, приглушенные тона, одежда богатых горожан была роскошной, даже подчас эксцентричной. Носили дорогие узорчатые материи, затканные золотом, меховые оторочки и богатые украшения, среди которых встречались даже бубенцы и колокольчики.

Мужской костюм периода «бургундских мод» создавался в кругу феодалов, и в нем подчеркивалось явное пренебрежение к труду: костюм был неудобным, то широким и длинным, то узким и коротким. Иногда верхняя одежда была настолько длинной, что полы ее волочились по земле, а вошедший в это время в моду жакет имел часто рукава с разрезами, в которые продевали руки, в результате чего сами рукава играли чисто декоративную роль и спускались вдоль фигуры.

Мужчины носили также короткую, плотно прилегающую подпоясанную куртку со стоячим воротником и надставленными полами, собранными в складки. Разрезы на рукавах позволяли видеть полотняную рубаху. Плечи, грудь и спина куртки были подбиты ватой. Особенно бросалась в глаза фантастическая головная повязка типа тюрбана из тонкой шелковой ткани. Пестрота тканей и отделка одежды бубенцами даже вызывала возмущение среди духовенства.

Женский костюм периода «бургундских мод», так же как и мужской, отличался удлиненным силуэтом. Это впечатление достигалось сочетанием укороченного лифа, длинной неширокой юбки и высокого головного убора. Причем неширокая юбка была спереди несколько укорочена, а сзади имела шлейф. Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщины в обществе.

Так, королева имела право носить шлейф в 11 локтей (один локоть равен 45 см), герцогини, принцессы - в 8 локтей, и т.д. до одного локтя. Любимым головным убором знатных женщин был эннен. Высота его зависела от степени знатности. В таких одеждах у женщин была типичная осанка, плавно прогнутая линия тела в форме буквы S.

Влияние позднеготической моды, доведенной бургундским двором до высшей степени элегантности, естественно, ощущалось в соседних странах, в первую очередь в Германии. Особенно охотно заимствовались элементы новых форм одежды в землях, лежавших в нижнем течении Рейна и на юго-западе.

На многочисленных гобеленах, картинах, стенных росписях, книжных миниатюрах постоянно встречаются детальные изображения модных элементов одежды и аксессуаров, в большинстве случаев обнаруживающие их бургундское происхождение. У женщин и девушек это длинные рукава верхней одежды - конические в виде крыльев, узкие рукава нижней одежды с воронкообразным раструбом, начинающимся на запястье и доходящим до основания пальцев; у мужчин - шелковая головная драпировка с зубчатыми краями или короткая одежда с подбивкой, со стоячим воротником и такими же разрезами на рукавах, как у женщин.

Они носили низко сидящий широкий металлический пояс с подвешенными к нему бубенцами, ножами, кошелями или оружием с коротким лезвием. Излюбленной обувью служили башмаки с длинными острыми носами, которые в сочетании с зубчатыми краями одежды и изящными висячими украшениями соответствовали остроконечным формам позднеготической архитектуры и скульптуры.