Почему русский язык теряет свое международное значение. Чичканова Ксения. Русский язык – язык мирового значения. Самостоятельная работа с самопроверкой по ключу

«Русский язык должен стать мировым языком.

Настанет время, и оно не за горами, и русский язык

начнут изучать по всем меридианам земного шара…»

А.Н. Толстой

Нет никаких сомнений, что русский язык - один из богатейших и красивейших языков в современном мире, на котором по разным данным говорят от 250 до 500 миллионов человек на планете. Однако какова его роль в международном общении?

Сегодня неоспоримым становится тот факт, что русский язык как рабочий широко используется за пределами России, и его значение в мировом сотрудничестве ежегодно увеличивается.

Во-первых, русский язык является одним из официальных языков ООН и ЮНЕСКО наряду с английским, французским, испанским, арабским и китайским, а также в таких крупнейших международных организациях как ОБСЕ, СНГ, ШОС, ЕврАзЭС и других. Это говорит о его значимости в мире. Русский язык также является и языком дипломатии, поскольку в современной практике многие дипломатические документы, протоколы и заключительные акты международных конференций и совещаний составляются на русском языке.

Во-вторых, во многих странах постсоветского пространства русский язык имеет статус второго государственного. Но даже на тех территориях бывшего СССР, где русский язык государственным не признан, он все равно был и остается средством общения сотен тысяч людей.

В-третьих, миллионы студентов со всех уголков земного шара обучаются в университетах и академиях нашей страны именно на русском языке. Количество студентов-иностранцев в России ежегодно увеличивается! Таким образом, становится очевидна просветительская функция русского языка, который выступает не только как средство получения знаний, но и как язык межличностного общения иностранных студентов с преподавателями и обучающимися.

Российские университеты, в которых обучение происходит на русском языке за рубежом, есть уже сейчас и будут создаваться и дальше. Например, в 2016 году в китайском Шаньчжэне откроется первый совместный российско-китайский университет на базе МГУ им. М.В. Ломоносова. Вузом-партнером с китайской стороны станет всемирно известный Пекинский политехнический институт. Обучение в нем будет происходить на трех языках – русском, китайском и английском.

В-четвертых, в современном мире Россия – одна из наиболее инвестиционно-привлекательных стран, что связано с ее огромной территорией, безграничным рынком сбыта, большим количеством запасов природных ресурсов, устойчивыми темпами роста экономики и высоким научно-техническим потенциалом. На сегодняшний день несколько десятков тысяч предприятий со стопроцентным иностранным капиталом ведут свою деятельность в России. Делопроизводство в них, безусловно, ведется на русском языке.

Международным сотрудничеством в сфере экономики, политики, дипломатии и бизнеса использование в мире русского языка, конечно, не ограничивается.

Русский язык является языком мировой науки, а около 60% всей мировой информации сегодня публикуется на русском и английском языках. По данным авторитетной лаборатории по исследованию информации W3Techs, в 2013 году русский язык вышел на 2 место по использованию в сети Интернет.

Значение русского языка в мировой литературе трудно переоценить. Ведь великие литературные шедевры, которые известны всему миру, были созданы именно на русском языке. И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов и другие всемирно известные писатели и поэты создавали наш язык, преумножая его достоинства и развивая его. Именно художественная литература воплощает всю красоту русского языка. Сегодня школьники и студенты по всему миру изучают нашу классику, которая помогает им проникнуться нашим национальным духом, лучше понять и прочувствовать русскую душу.

Какие же перспективы у русского языка и есть ли у него будущее?

К сожалению, в последнее время русский язык переживает не лучшие времена, что, безусловно, связано с его «засорением», использованием иностранных, заимствованных слов, упрощением языка.

Что касается положения русского языка в мире и странах бывшего Советского союза, тут невозможно не привести в пример страны Прибалтики, где продолжаются гонения на русский язык. Так, в Латвии на использование русского языка для информирования общества в скором времени может быть установлен запрет. Несмотря на то, что русский является родным для 44% процентов латвийцев, в июле 2014 года был внесен проект закона, предполагающий, что лишь на официальных языках Евросоюза, а русский, как известно, таковым не является, будут преподноситься все информационные сообщения обществу.

Последние события на Украине также подтверждают дискриминационные процессы по отношению к русскому языку. Как известно, 23 февраля 2014 года Парламент Украины большинством голосов отменил закон «О государственной языковой политике», согласно которому региональные власти могли давать русскому языку и другим негосударственным языкам статус официального. В ходе так называемой «карательной операции» продолжаются убийства мирного русскоговорящего населения на юго-востоке Украины. Теперь носителей русского языка там называют сепаратистами и террористами. В Украине началась настоящая антироссийская истерия, поддерживаемая новыми украинскими властями и «раздутая» внутригосударственными и западными средствами массовой информации в ходе информационной войны, объектом которой является массовое сознание людей.

Очевидно, что сегодня первоочередной задачей каждого из нас должно стать сохранение русского языка, чье колоссальное значение в международном сотрудничестве и общении не вызывает никаких сомнений. Мы должны постараться избавить его от засорения иностранными фразами и жаргонами, подражания Западу, засилия чужой культуры.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…», – призывал великий мастер художественного слова И.С. Тургенев. И действительно, русский язык – это величайшее наследие, и мы не имеем морального права растратить его, не передав потомкам. Уверена, что каждый из нас должен задуматься о том, как сделать так, чтобы наш великий и могучий язык процветал и радовал слух людей по всему миру!

Цель урока: расширить и углубить общие сведения о русском языке, о его месте среди языков народов мира; дать понятие "мировые языки".

I. На доске записаны слова А.Н.Толстого: "Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара". Учащиеся читают высказывание А.Н.Толстого.

Вопрос: "Сбылись ли пророческие слова А.Н.Толстого?"

II. Лекция с элементами беседы.

По ходу сообщения учащиеся составляют план (краткий последовательный перечень основных мыслей, положений).

На земном шаре существует множество языков. Их количество определяется по-разному и колеблется от 2880 до 3000. Немногие из них имеют такое же значение, как русский язык. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.

"Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых оно изначально родные" ("Энциклопедический словарь юного филолога"). В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка, обладающего длительной письменной традицией; установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в учебниках и словарях.

Мировые языки охватывают международные сферы - дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве "иностранных языков" (то есть как обязательный предмет в ВУЗах и школах большинства стран мира). Эти языки являются "рабочими языками" ООН.

Официальными мировыми языками ООН признает английский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI - XVII веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, верста, балалайка, копейка, блин, квас и другие. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и другие.

Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.

III. Обсуждение одного из возможных вариантов плана - перечня вопросов, поднятых в сообщении.

  1. Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают?
  2. Каково место русского языка среди других языков мира?
  3. Чем обусловлена популярность русского языка в мире?
  4. Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?
  5. Коллективно составляется сложный план сообщения.

Возможный вариант плана.

I. Мировые языки:

  • что учитывается при отнесении языка к числу мировых;
  • их функция.

II. Место русского языка среди других языков мира:

  • язык русского народа;
  • государственный язык Российской Федерации;
  • русский язык - мировой язык.

III. Причина популярности русского языка в мире:

  • богатство языка и созданной на нем художественной литературы;
  • язык науки, источник общечеловеческих знаний;
  • один из родственных славянских языков.

IV. Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире.

V. Роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом.

VI. Краткий пересказ текста. (Учащиеся пользуются планом.)

V. Дома учащиеся писали сочинение-миниатюру на одну из тем: "Слово о слове", "Слово о языке". Зачитываются наиболее удачные.

Слово о русском языке.

Русский язык - один из богатейших языков мира, он имеет огромный лексический запас. Я очень люблю свой родной русский язык и считаю очень важным его изучение. Если мы посмотрим вокруг, то увидим много удивительных вещей, созданных умом и руками человека: радио, телефон, компьютер, автомобили, ракеты... Но самое мудрое, что создало человечество, - это язык.

Говорить могут все люди на Земле. Без языка невозможна жизнь как одного человека, так и всего общества, развитие искусства, науки. Значение языка отмечают русские пословицы. Например, "Человеческое слово стрелы острее".

Мне кажется, нет языка красивее и богаче русского. Это подтверждает К.Г. Паустовский: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". И мы должны это всегда помнить. Надо хорошо знать свой язык. Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые нужные слова для выражения мысли. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться - учиться упорно и терпеливо.

Слово о слове.

Слово человеческое! Никакая другая сила в мире не может сравниться с его безмерною силой.

Каждый из нас знает, что слово - это необходимое средство общения между людьми и средство связи, взаимопонимания. Значение слова отмечают русские пословицы: "Человеческое слово стрелы острее", "Ветер горы разрушает, слово народы поднимает", "Живое слово дороже мертвой буквы".

Русский язык имеет огромный запас слов. Слова называют те или иные предметы, их признаки, различные действия и т.д. А русские пословицы и поговорки?! Это сокровища народной мудрости. Они оживляют речь, делают ее образной, яркой. Из слов, относящихся к разным частям речи, строятся предложения, простые и сложные.

Кто из нас не слышал, что есть еще особое слово - слово художественное. Русские писатели, мастера слова, оценивают не только смысл слова, но и его звучание, выразительные особенности, своеобразие.

О слове можно писать очень много. Я обращаюсь ко всем: "Берегите и любите слово. С него начинается наш родной русский язык".

В заключение учитель может познакомить учащихся с высказываниями о русском языке русских писателей и зарубежных слушателей. На дом: упр.1.

Значение русского языка для мира и международного общения.

«…Хочется верить,

что такой великий язык

дан великому народу…»

И.С.Тургенев

Роль русского языка в современном мире определяется следующим образом: это национальный язык великого русского народа, включающий в себя все многообразие лексических и грамматических средств. Это один из самых развитых и богатых языков мира, располагающий огромным лексиконом. Русский язык неоднороден по составу: включает литературный язык, диалекты, просторечия и жаргон. В настоящее время на нем говорят 230 миллионов человек, наряду с английским и китайским является мировым языком. Русский язык используется народами Российской Федерации, как язык национального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну. В Белоруссии и Киргизии русский язык – второй государственный язык. Но и в тех странах, где русский язык не признан государственным, он все равно остается основным средством общения для многих людей.

Согласно Конституции РФ русский язык является государственным языком на всей ее территории. Русский язык входит в число мировых языков, он приобретает всё большее международное значение, его изучают многие люди в разных странах мира, и он является обязательным языком для изучения в качестве иностранного языка во многих школах.

Среди пяти тысяч языков, существующих сегодня в мире, русский язык занимает видное место по своему значению и функциям, которые он выполняет. Ведь он один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других организаций. Он применяется в самых различных сферах международного общения, на различных научных форумах, конференциях, симпозиумах используют именно русский язык. Наш язык выступает в функции «языка науки» - средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникаций (радио- и телепередач, космической связи и т.д.).

Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык школы, деловых документов, художественной литературы, язык повседневного общения культурных людей. Литературный язык характеризуется системой норм, в создании которых выдающуюся роль сыграли учёные, публицисты, общественные деятели как А.С. Пушкин. Мощь и богатство русского языка отмечали многие литераторы: Гоголь Н.В., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Бунин И.А.

Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и мире обязывают нас серьёзно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения и навыки. Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, мощью и величием, тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ – творец и носитель этого языка. Я думаю, нам не следует забывать призыв И.С. Тургенева о бережном отношении к русскому языку. Ведь будущее нашего языка – это и наше будущее .

Цель: формировать представление о международном значении русского языка, развивать интерес к его изучению.

Задачи:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

развитие умения находить информацию, работать с текстом, анализировать, обобщать, применять полученные знания на практике;

развитие умения работать в группе, грамотно оформлять устные и письменные высказывания;

Развитие творческих навыков.

Сценарий

1. Мотивация к учебной деятельности

Вот и наступил последний ваш год учёбы в школе. Он пролетит очень быстро, как все предыдущие годы. В этом году вам предстоит сдавать экзамены. Чтобы сдать их успешно, надо много трудиться. И вы, я верю, сдадите экзамен по русскому языку хорошо, потому что каждый урок, шаг за шагом, мы будем идти к поставленной цели. И сегодняшний урок не будет исключением.

А начнём мы первый в году урок традиционно.

2. Актуализация опорных знаний (методический приём «Микрофон»)

Прочтите высказывание М.В.Ломоносова (сл. 1 - см. Приложение 1)

"Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с приятелями, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка"

Так писал несколько веков назад Михаил Васильевич Ломоносов, создатель русской научной грамматики.

Как вы понимаете эти слова великого учёного? Согласны ли вы с ним? (тот, у кого оказывается в руках микрофон, чётко излагает свою позицию)

3. Формулирование темы урока.

О каких качествах русского языка писал Ломоносов? (великолепие, живость, образность, крепость, краткость, богатство)

Да, ребята, русский язык могуч, красив, образен, многофункционален.

Можете ли вы уже назвать тему нашего урока? О чём мы с вами будем говорить? (о русском языке)

О русском языке сказано и написано очень много. Но я не случайно взяла в качестве эпиграфа именно эти слова М.В.Ломоносова. Испанский, французский, русский… А ещё добавлю английский, китайский, арабский (сл. 2).

Как вы думаете, что связывает эти языки? Что у них общего? (высказывают предположения в микрофон)

Да, эти языки имеют мировое значение. А что значит мировое значение, как вы думаете? (высказываются в микрофон)

Правы или нет вы в своих предположениях, мы выясним в течение урока. А сейчас я бы хотела, чтобы вы конкретизировали тему нашего урока/ (предлагают)

Правильно, мы будем говорить не просто о русском языке, а о его мировом значении. Запишите число, тему урока (сл. 3).

4. Построение проекта

Какие вопросы по данной теме вы хотели бы выяснить? (Что значит мировой язык? Какие языки относят к мировым и почему?)

Да, мы с вами выясним, что значит мировой язык, какие языки принято считать мировыми языками и почему русский язык является мировым языком (сл.4).

5. Реализация построенного проекта.

Я предлагаю вам поработать в группах. (Карточки-задания - см. Приложение 2)

1 группа: Выяснить по словарю С.И. Ожегова значение слова «мировой». Выявить, однозначное или многозначное слово. Если многозначное, то определить, какое значение имеет это слово в словосочетании МИРОВОЙ ЯЗЫК.

2 группа: Используя Интернет, 1) найти определение международных языков, 2) какие языки имеют международное значение и 3) является ли этот список языков постоянным.

3 группа: Используя Интернет, выяснить признаки, по которым определяется мировое значение языка. Доказать, что русский язык обладает этими признаками.

4 группа: Используя Интернет, выяснить, какие языки использует в своей работе ООН и относится ли к этим языкам русский язык.

Группы работают самостоятельно 7-10 минут: находят материал, отбирают, выбирают того, кто будет презентовать найденный материал классу.

5. Обобщение и систематизация материала (Презентация нового материала с кратким фиксированием обучающимися в тетрадях)

Примерные ответы обучающихся

Слово мировой многозначное, есть у него и омоним.
I. МИРОВОЙ

1. Относящийся к миру.
2. Распространяющийся на весь мир, имеющий значение для всего мира. Мировая война. Мировая слава.
3. Высший, первый во всём мире. Мировой рекорд.
4. перен. Очень хороший, замечательный (прост.). Парень мировой.
II. МИРОВОЙ, (устар.). Относящийся к установлению мирных отношений между спорящими сторонами. Мировой суд, Мировой судья.

В словосочетании Мировой язык имеет значение распространённый во всём мире (2-е значение).

C л. 5.

Международными языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные. Функции этих языков охватывают международные сферы - дипломатию, мировую торговлю, туризм, глобальные системы коммуникаций - от телеграфа до космических сообщений. На них общаются ученые разных стран. Это «рабочие языки» ООН и других международных организаций и съездов, их изучают как иностранные языки в разных странах.

Состав мировых языков изменчив. В настоящее время в него входят английский, русский, французский, итальянский, китайский, арабский и португальский.

Со временем одни языки обретают статус международных, другие теряют его из-за разных демографических, географических, культурных и экономических факторов. Так, ранее популярные греческий и латинский языки давно утратили эту функцию. Некоторые языки, например шведский, польский, турецкий обретали её на очень небольшой период. Вместе с тем, ряд языков укрепили свои международные позиции в последнее время. К ним относятся китайский, хинди (крупнейшие по числу носителей в мире). Испанский язык сохраняет функцию международного больше 500 лет.

Русский язык, родной для 250 млн. человек, издавна служил средством межнационального сотрудничества народов нашей страны и стал общепризнанным мировым языком с середины ХХ века. Войдя в состав мировых языков, он сразу определил собратьев по ряду общественных функций, например, только на нем и на английском кодируется 70% всей мировой научной информации. Его ценность связывается с богатейшей русской классической и современной художественной литературой.

Принятие человечеством данного языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности.

Сл. 6-7.

Языки, считающиеся международными, обладают следующими признаками:

1) Большое количество людей считает этот язык родным.

2) Среди тех, для кого этот язык не является родным, есть большое количество людей, владеющих им как иностранным или вторым языком.

3) На этом языке говорят во многих странах, на нескольких континентах и в разных культурных кругах.

4) Во многих странах этот язык изучается в школе как иностранный.

5) Этот язык используется как официальный язык международными организациями, на международных конференциях и в крупных международных фирмах.

Русский язык по всем этим признакам можно отнести к международным.

Сл. 8.

Организация Объединенных Наций насчитывает в своем составе большое количество стран. Однако деловые переговоры и переписка этой организации осуществляется только на нескольких языках. Такие официальные языки ООН выбраны неслучайно. Это результат тщательного и взвешенного подхода.

Официальными языками ООН признаны лишь 6 мировых языков. На их выбор повлияло множество факторов, в том числе и распространенность. Всего насчитывается шесть официальных языков ООН. К ним относится русский язык. Очевиден выбор в пользу английского языка и китайского, потому что на этих языках разговаривают огромное количество людей всей планеты. Также статус официального языка ООН получили арабский, испанский и французский. Все эти языки являются государственными в более чем ста странах мира, на них разговаривают более 2 800 миллионов человек.

6. Включение нового в систему знаний

Творческая работа.

Ребята, сегодня вы много узнали о русском языке как языке мировом. И я прошу вас обобщить всё, что вы узнали сегодня. Составьте небольшой текст по материалам, добытым вами и вашими товарищами сегодня на уроке.

(Работают 5 минут, затем зачитываются 3-4 работы по желанию обучающихся)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по ключу

Ребята, вы много сегодня узнали о нашем великом и могучем языке. Сегодня мы рассмотрели его несколько с другой стороны, как язык с мировым значением. Я хочу предложить вам небольшой тест, чтобы выяснить, что вы усвоили хорошо, а что не очень. Вопросы теста составлены в формате ЕГЭ, и вы такие задания не раз уже решали в 10 классе, так что трудностей не должно быть.

Тест (см. Приложение 3)

Самопроверка по ключу (сл.10)

2 - поэтому

4 - мирного (мирный)

5 - мировой

6 - португальский

8. Рефлексия

Ребята, мы хорошо поработали, люди вы творческие, и поэтому я думаю, что последнее задание не вызовет у вас затруднений. Я прошу вас сочинить синквейн. Тема - русский язык. Отражение в вашей работе мирового значения языка приветствуется.

Зачитываются 3-4 синквейна.

Вижу, что урок для вас не прошёл даром. Мне с вами было приятно работать.

Домашнее задание: подобрать и записать 3-5 высказываний великих о русском языке.

Приложение 3

Тест

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) М ировое значение русского языка обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. (2) Русский язык - (3) М ногие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. (4) Как свидетельство внимания к политической жизни России других стран в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность, коммунизм. (5) Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. (6) … его изучают не только школьники, студенты, но и взрослые люди .

1. Укажите два высказыва ния, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, с одержащаяся в тексте. Запишите номера этих высказыва ний.

1. Русский язык имеет мировое значение, потому что это один из богатейших языков мира, на нём создана величайшая в мире художественная литература , и это вызывает интерес к русскому языку во всём мире.

2. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Его изучают не только школьники, студенты, но и взрослые люди во всём мире .

3. Русский язык - один из мировых языков , так как это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая в мире литература . Его изучают не только в России, но и во всём мире .

4. Многие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. Как свидетельство внимания к политической жизни России других стран в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность, коммунизм.

5. М ировое значение русского языка обусловлено тем, что это язык, на котором создана величайшая художественная литература.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на это,ПоэтомуОднакоТак какНапример,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИРОВОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИРОВОЙ, -ая, -ое.

1. Распространяющийся на весь мир, имеющий значение для всего мира. Мировая война. Мировая слава.

2. Относящийся к установлению мирных отношений между спорящими сторонами. Мировой суд (в России до революции и в некоторых странах: суд для разбора мелких гражданских и уголовных дел.). Мировой судья. Пожаловаться мировому (сущ. ; мировому судье).

3. Очень хороший, замечательный. Он парень мировой. Мировой фильм.

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) Мы ждали ратификации МИРОВОГО договора, чтобы идти на зимние стоянки.

2) Если у человека нет воли, то его слова никогда не превращаются в ПОСТУПКИ.

3) На дорогах попадалось немало МИРНЫХ жителей, сорванных войной со своих мест.

4) Началась продажа годовых АБОНЕМЕНТОВ в плавательный бассейн.

5) Широко распространено мнение, что вложения в недвижимость обеспечивают ГАРАНТИРОВАННЫЙ доход.

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Цель урока : 1) дать понятие «мировые языки»; 2) сообщить сведения о месте русского языка среди языков народов мира; 3) формировать умение составлять план, пересказывать текст по плану.


I. Запись под диктовку.

А. Н. Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».


II. Предлагается прослушать сообщение учителя и по ходу сообщения составить план в форме вопросов, поднятых в нем1.

Следует напомнить школьникам, что план - краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.

Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.

«Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные». («Энциклопедический словарь юного филолога».) В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, где живут носители языка, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка в истории и современности; сформированность национального языка, обладающего длительной письменной традицией; установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грамматиках, словарях, учебниках.

Мировые языки охватывают международные сферы - дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных Наций (ООН).

Официальными мировыми языками ООН признает английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI-XVII веках европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, верста, балалайка, копейка, блин, квас и др. Позднее в Европе распространились слова декабрист, самовар, сарафан, частушка и др. Как свидетельство внимания к изменениям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность и др.

Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.

Что означает слово ассоциация? Проверьте себя по толковому словарю2.


III. Обсуждение одного из возможных вариантов плана - перечня вопросов, поднятых в сообщении.

1. Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают?

2. Каково место русского языка среди других языков мира? В чем разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?

3. Чем обусловлена популярность русского языка в мире?

4. Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?

Затем коллективно составляется сложный план сообщения. Внимание учащихся обращается на постановку знаков препинания в таком плане.

Возможный вариант плана.

I. Мировые языки:

1) что учитывается при отнесении языка к числу мировых;

2) их функция.

II. Место русского языка среди других языков мира:

1) язык русского народа;

2) государственный язык Российской Федерации;

3) русский язык - мировой язык.

III. Причина популярности русского языка в мире:

1) богатство языка и созданной на нем художественной литературы;

2) язык науки, источник общечеловеческих знаний;

3) один из родственных славянских языков.

IV. Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире.

V. Роль МАПРЯЛ в распространении русского языка за рубежом.

Какой план, по-вашему, поможет подробнее воспроизвести текст сообщения? Перескажите текст.

VI. Запись под диктовку.

1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. 2) В нем [в русском языке] все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.

(Н. Гоголь.)

Подберите синонимы к слову дивишься.

Найдите в школьном толковом словаре значение слова язык. Определите, однозначное оно или многозначное. Приведите примеры фразеологизмов с данным словом.

Какие средства выразительности языка вам известны? Приведите примеры из произведений художественной литературы.


Домашнее задание : упр. 1.

Индивидуальные задания: подготовить короткие сообщения, подобрав примеры: а) доказывающие лексическое богатство русского языка; б) использования средств выразительности языка в художественной литературе.

1 В разработке урока использованы материалы книг: Энциклопедический словарь юного филолога/Сост. М. В. Панов.- М., 1984; Кондратов Н. А. Основные вопросы русского языка.- М., 1985; Баранников Л. И. Основные сведения о языке.- М., 1982.

2 Ассоциация - объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.